Тема 5.1. Организационные структуры
Преимущества децентрализации развиваются профессиональные навыки руководителей, полномочия которых и ответственность за принятие решений возрастает усиливается соревновательность в организации, что стимулирует руководителей к созданию атмосферы конкуренции руководитель может проявлять больше самостоятельности при определении личного вклада в решение проблем
Более высокая степень децентрализации в организации предполагает, что: Большое количество решений принимается на низких уровнях управленческой системы. Большое количество решений принимается на низких уровнях управленческой системы. Решения, принятые низших уровнях более важны. Решения, принятые низших уровнях более важны. Уменьшается объем централизованного контроля за решениями, принятыми управленческим персоналом. Уменьшается объем централизованного контроля за решениями, принятыми управленческим персоналом.
На соотношении централизации и децентрализации управленияоказывают влияние факторы РазмерорганизацииТехнология производства и услуг Внешняя среда
Децентрализация становиться возможной при соблюдении определенных принципов делегирования: передача полномочий должна осуществляться в соответствии с ожидаемым результатом передача полномочий должна осуществляться в соответствии с ожидаемым результатом передача полномочий должна осуществляться по линиям управления с тем, чтобы каждый подчиненный знал, кто конкретно его уполномочил, перед кем он несет ответственность передача полномочий должна осуществляться по линиям управления с тем, чтобы каждый подчиненный знал, кто конкретно его уполномочил, перед кем он несет ответственность каждый руководитель принимает решение в пределах своих полномочий каждый руководитель принимает решение в пределах своих полномочий передаются лишь полномочия, высшее должностное лицо продолжает нести ответственность за действие подчиненного передаются лишь полномочия, высшее должностное лицо продолжает нести ответственность за действие подчиненного
Существует несколько форм горизонтальных связей Использование прямых контактов между руководителями, взаимодействующими по поводу решения общей проблемы Установление взаимосвязи между подразделениями, имеющими прочные контакты по основным вопросам их деятельности Создание временных целевых групп для решения проблем, затрагивающих несколько подразделений Создание постоянно действующей группы для решения периодически возникающих межфункциональных проблем Создание новых интегрирующих органов в управлении самими горизонтальными процессами
Прямой контакт является наиболее простой и менее дорогостоящей формой горизонтальные связей. Для улучшения процесса работы должны практиковаться переходы работников из одного подразделения в другое. Если растет число контактов между двумя подразделениями, то можно выделить специальных работников для налаживания коммуникаций между подразделениями. Целевые группы - это форма горизонтального контакта для решения общих проблем подразделений разного профиля. Целевая группа набирается из специалистов всех подразделений, принимающих участие в данной работе. Она носит временный характер и существует, пока не решена проблема. Команда. Для решения специальных заданий можно создать группу, работающую на постоянной основе, которая занимается решением постоянно возникающих проблем. Команды могут быть сформированы на различных уровнях.
Условия эффективных взаимодействий работников Система мотивации работников Влияние, основанное на знаниях и информации Участники должны иметь полномочия, чтобы привлечь к участию в работе свои подразделения. Группа должна иметь конкретные полномочия по воздействию на все подразделения, связанные с данной задачей Участники должны обладать информацией, необходимой для принятия решений Горизонтальный процесс управления должен сочетаться с вертикальным процессом Назначение линейных руководителей (работники, несущие ответственность за выполнение совместных решений)
Основные признаки бюрократий иерархическаякоманднаяцепочка специализациядолжностныхобязанностей единая политика в области прав и обязанностей стандартизованные операции на каждом участке работы безличностныевзаимоотношения
Направление изменений характера выполняемых работ в организациях Бюрократическая организация Мобильная организация Неквалифицированная работа Квалификационная работа Однообразные задачи Инновация и проявление внимания Индивидуальная работа Коллективная работа Функциональная работа Проектная работа ОднопрофильностьМногопрофильность Власть руководителей Авторитет заказчика Координирование сверху Координирование на каждом уровне
ориентация на предвидение интеграция и перекрещивание функций распространение информационных технологий ведущая роль клиента гибкость и адаптивность ускорение выхода продукции Более активно использовать потенциал каждого работника позволяют органические организации, работающие по следующим требованиям
основныесвойстваорганизацийбудущего организационная гибкость внутренняяконкурентоспособность множественность форм организации приверженностьиндивидуумам стремление к диверсификации (деятельности, рабочей силы, поставщиков) преимущественное использование команд