МАРКЕТИНГМАРКЕТИНГ Тема 1: Понятие и роль маркетинга для управления предприятием
ВОПРОСЫВОПРОСЫ 1.Понятие маркетинга и основные категории и принципы 2.Концепции развития маркетинга 3.Функции и субъекты маркетинговой деятельности 4.Классификация маркетинга 5.Особенности развития маркетинга в России 6.Характеристика маркетинговой среды
Маркетинг - это в пер. с англ. «рынок», вид человеческой деятельности направленный на удовлетворение потребностей, предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги организаций и людей посредством обмена…
Основные категории маркетинга рынок сделка обмен товар запрос потребность нужда
Нужда – это чувство ощущаемой человеком нехватки чего- либо.
Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.
ЗАПРОС – это потребность, подкрепленная покупательной способностью.
ТОВАР – все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
ОБМЕН – акт получения от кого- либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.
сделка - это коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.
РЫНОК - совокупность существующих и потенциальных покупателей товаров.
Главные принципы маркетинга: Производство продукции основывается на точном знании потребности, рынка и возможностей продавца, Адаптация производства к изменяющимся требованиям потребителя и рынка, Стремление к наиболее полному удовлетворению потребности потребителя, Эффективная реализация продукции и услуг на целевых рынках в запланированных объемах и сроках, Обеспечение долговременной прибыльности производственно-коммерческой деятельности предприятия.
Концепции маркетинга производственнаятоварнаясбытоваямаркетинговая социально- этическая маркетингового взаимодействия
Функции маркетинга
Субъекты маркетинга - Предприятия-потребители и производители Специалисты по маркетингу Конечные потребители Предприятия посреднического рынка
Признаки классификации маркетинга: В зависимости от состояния спроса, В зависимости от цели обмена, По территориальному признаку, По отраслям деятельности, По сфере применения.
В зависимости от состояния спроса выделяют следующие виды маркетинга: Состояние спроса Характеристика Вид маркетинга отрицательный Если большая часть населения недолюбливает данный продукт и старается его избегать. конверсионный отсутствующийстимулирующий скрытыйразвивающий падающийремаркетинг нерегулярныйсинхромаркетинг полноценныйподдерживающий чрезмерныйдемаркетинг нерациональны й противодействующ ий
В зависимости от цели обмена: Коммерческий маркетинг Некоммерческий маркетинг
По территориальному признаку выделяют: Национальный (региональный, локальный) маркетинг; Международный (экспортный, глобальный) маркетинг.
В зависимости от отрасли деятельности выделяют: Маркетинг транспорта, Маркетинг строительства, Торговый маркетинг и др.
По сфере применения выделяют: Маркетинг идей, мест и др. Маркетинг услуг Инвестиционный маркетинг Промышленный маркетинг Потребительский маркетинг
Эволюция маркетинга в России: 1 этап (сер.70-х г.) – первые публикации российских маркетологов, ориентация на сбыт продукции ПТН, использование во внешнеэкономической деятельности; 2 этап (сер. 80-х – нач. 90-х г.) – формирование внутреннего маркетинга для потребителей средств производства, сферы услуг и бесприбыльных организаций; 3 этап ( 90-е гг.) – бум на маркетинг внутреннего рынка, мода на ее инструменты( исследования, рекламу, стимулирование…); 4 этап (нач.2000 г. – по наст. время) – использование маркетинга, как концепции управления предприятием, рынком, финансовым результатом.
Маркетинговая среда – это совокупность субъектов и сил, действующих на фирму. ФИРМА Микросреда Макросреда
ТИПЫ РЫНКОВ-ПОКУПАТЕЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ РЫНОК ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЫНОК ПРОМЕЖУТОЧОГО ПРОДАВЦА КОНЕЧНЫЕ ПОТРЕБИТЕЛИ МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК
МАРКЕТИНГОВЫЕ ПОСРЕДНИКИ: ТОРГОВЫЕ ПОСРЕДНИКИ, ТРАНСПОРТНЫЕ И ЛОГИСТИЧЕСКИЕ КОМПАНИИ, АГЕНТСТВА ПО ОКАЗАНИЮ МАРКЕТИНГОВЫХ УСЛУГ, ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ.
ВИДЫ КОНКУРЕНТОВ: ТОВАРНО- РОДОВЫЕ КОНКУРЕНТЫ ЖЕЛАНИЯ- КОНКУРЕНТЫ ТОВАРНО- ВИДОВЫЕ КОНКУРЕНТЫ МАРКИ КОНКУРЕНТЫ
КОНТАКТНЫЕ АУДИТОРИИ: ФИНАНСОВЫЕ КРУГИ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, ВНУТРЕННЯЯ КОНТАКТНАЯ АУДИТОРИЯ, МЕСТНАЯ КОНТАКТНАЯ АУДИТОРИЯ, ШИРОКАЯ ПУБЛИКА, СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ГРУППЫ ГРАЖДАНСКОГО ДЕЙСТВИЯ.