Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение Рамонская средняя общеобразовательная школа 2 Рамонского муниципального района Воронежской области
Особенности композиции поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Смысл эпиграфа к поэме. (8 класс)
Цели: - актуализация полученных знаний о творчестве М.Ю.Лермонтова, выявление особенностей композиции поэмы «Мцыри»; - формирование навыка выразительного чтения, умения выделять главное в прослушанном сообщении; - развитие интереса к жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова.
Подумай и ответь… - Назовите произведения М.Ю.Лермонтова, изученные в 5 – 7 классах и прочитанные вами самостоятельно. - Определите название произведения М.Ю.Лермонтова по формулировке его художественной цели: Человек не в состоянии преодолеть противоречия бытия, постоянно стремится достичь недостижимое, предпочитая бунт, мятеж спокойному существованию, отвергая достигнутое как несовершенное. Этому стремлению нет предела. Постоянный поиск истины – непременное условие обретения гармонии. «Парус» Чувство патриотизма неотрывно от представлений о своём народе и его благоденствии. «Родина»
Подумай и ответь… - В каких жизненных ситуациях М.Ю.Лермонтов посещал Кавказ? - Что значил Кавказ для Лермонтова-офицера, Лермонтова-человека, Лермонтова-поэта? - Какие факты из военной службы М.Ю.Лермонтова на Кавказе показались вам наиболее важными для понимания его личности? - Почему царь не допустил награждения М.Ю.Лермонтова за его безупречную службу?
Выразительное чтение поэмы «Мцыри» «Мцыри». Художник Ф.Константинов
Поэма «Мцыри» ГлавыЧасти компози- ции События поэмыЦитаты-названия частей поэмы 1 - 2Авторская экспозиция Рассказ о монастыре и присоединении Грузии к России Там, где сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь Рассказ о «пленном» ребенке, о его жизни в монастыре, о побеге, возвращении и начале исповеди Он был, казалось, лет шести, Как серна гор, пуглив и дик И слаб и гибок, как тростник. Но в нём мучительный недуг Развил тогда могучий дух Его отцов
ГлавыЧасти компози- ции События поэмыЦитаты-названия частей поэмы Исповедь героя 3 – 8Лирическая экспозиция Исповедь МцыриЯ мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б смог… 9 – начало 24 Основная часть поэмы Рассказ о днях вне монастыря: встреча с грузинкой; поединок с барсом Но тщетно спорил я с судьбой: Она смеялась надо мной Лирическое окончание монолога Предсмертная просьба Мцыри Сияньем голубого дня Упьюся я в последний раз. Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он с своих высот Привет прощальный мне пришлёт… Поэма «Мцыри»
Подумай и ответь… - Каков смысл эпиграфа к поэме «Вкушая, вкусил мало мёда, и се аз умираю»? Судьба Ионафана, сына библейского царя Саула, соотнесена с участью безымянного горца, выбравшего гибель и верность родным обычаям, а не спасение души в христианском монастыре. Смысл сравнения состоит в попытке приравнять по силе духовных устремлений подвиг героя библейской истории и протест горца против приобщения его к освящённой правде. Благодаря эпиграфу рождается особый, на фоне истории, смысл бегства главного героя.
Подведём итоги - О каких временах идёт речь в эпиграфе к поэме? - Что является предметом изображения в первой главе поэмы? - Что является предметом изображения во 2 – 26 главах поэмы?
Домашнее задание 1. Подготовить выразительное чтение наизусть глав поэмы: 6, 7, 8, 11, 13, 18, 19, 21, 23, 26. Индивидуальное задание: 1. Подготовить сообщение об образе рыбки в грузинской мифологии.
Использованные ресурсы Ф.Е.Соловьева. Уроки литературы. 8 класс. Методическое пособие. М., 2012г 1.