Подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ «СОШ 15» г. Благодарного Луценко Т. В. Одаренность как проблема современного образования
Одаренность это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Там же подчеркивается, что одаренность, в о – п е р в ы х, представляет собой очень сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики. В о - в т о р ы х, ее признаки (проявления) могут быть постоянными, но могут иметь и временный (преходящий) характер. Эти признаки могут быть явными, но могут быть представлены и в скрытой, потенциальной форме.
Метод диагностикиИсточник информации Вид информации 1. Номинация (называние) Учителя, воспитатели, психологи и др. Имена кандидатов в одаренные Основные этапы и методы комплексной оценки одаренности учащихся
Метод диагностикиИсточник информации Вид информации 2. Выявление проявлений одаренности в поведении и разных видах деятельности учащегося, особенностей познавательного стиля, интересов, мотивации Учителя, воспитатели, психологи и др. Данные наблюдений, рейтинговые шкалы, оценка признаков по специальным спискам, ответы на анкеты и т. п.
Метод диагностикиИсточник информации Вид информации 3. Изучение условий и истории развития учащегося в семье начиная с раннего детства, его интересов, увлечений Родители и другие члены семьи (информацию собирает школьный психолог или специально подготовленный учитель) Сведения о составе семьи, ее образовательном уровне, ценностях, а также о необычных способностях, интересах, занятиях ребенка, о его раннем развитии (с помощью опросников, бланков- перечней, интервью)
Метод диагностикиИсточник информацииВид информации 4. Оценка учащегося его сверстниками (с помощью опросников: Кого бы ты попросил помочь тебе в математике, истории или др. области? Чьи шутки самые остроумные? Кто всегда находит выход в трудных ситуациях?) Одноклассники, друзья, члены кружка (информацию собирает школьный психолог или специально подготовленный учитель) Сведения о способностях, не проявляющихся в успеваемости и достижениях, о внешкольных интересах и творческих возможностях
Метод диагностикиИсточник информацииВид информации 5. Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов и др. (с помощью опросников, перечней, самоотчетов, интервью, собеседования) Сами учащиеся (информацию собирает школьный психолог или специально подготовленный учитель) Сведения об интересах, увлечениях, особенностях мотивации и личности, проблемах общения в обучении
Метод диагностикиИсточник информацииВид информации 6. Оценка работ (экзаменационных в том числе), достижений, школьной успеваемости Учителя, эксперты, специалисты в соответствующих областях, психологи Оценка продуктов деятельности учащихся (количественная и/или качественная)
Метод диагностикиИсточник информацииВид информации 7. Психологическое тестирование (применение психометрических тестов) Квалифицированные психодиагносты (в том числе обученные диагностике школьные психологи) Тестовые показатели интеллектуального, творческого и личностного развития учащегося
Обучение, ориентированное на развитие природной одаренности детей, обязательно должно уравновешиваться особенным развитием у них духовно-нравственной сферы их сознания, чувства ответственности за себя и за других, толерантности