Внутришкольный контроль и его роль в оценке качества образования МОУ Школа г. Семинар заместителей руководителей ОУ
Контроль – функция установления соответствия требованиям к качеству. Внутришкольный контроль (ВШК) - это «внутреннее» установление соответствия состояния и результатов деятельности школы внешним и внутренним требованиям к качеству деятельности ОУ
Обеспечение условий труда и материально- техническое обеспечение Финансово- экономическое обеспечение Нормативно- правовое обеспечение Кадровое и программно- методическое обеспечение Обеспечение образовательных условий Обеспечение информационных и мотивационных условий Обеспечение организации управляющей системы ОУ Образовательный Процесс в ОУ
Ради чего осуществлять ВШК ? Каким способом проводить ВШК? На что направлен ВШК ?
Основные направления ВШК Состояние организационно- педагогических условий Состояние учебно- воспитательного процесса в ОУ Педагогические кадры Состояние учебно- материальной базы Санитарно-гигиенический режим и ТБ в школе
контрольрегулирование Каковы цели и содержание, когда и как проводится контроль? Насколько проведенный контроль достиг цели? Кто, как и с кем осуществляет контроль? Когда и как определяем соответствие исполнения контроля? Когда и как решаем вопросы корректирован ия контроля? Анализорганизацияпланирование
Основные принципы контроля 1.Актуальность; подчинение контроля целям и задачам 2.Обеспечение гласности
Требования, обеспечивающие эффективность контроля 1.Целесообразность 2.Четкость целей и задач 3.Определенность объекта 4.Систематичность и планомерность 5.Соответствие форм и методов целям и содержанию 6.Оперативность 7.Коллегиальность 8.Объективность 9.Теоретическая и методическая подготовленность
Цели ВШК Оказание методической помощи Взаимодействие администрации и педагогического коллектива Мотивация развития творческих начал в деятельности учителя Система взаимоотношений целей и принципов, средств и форм в их взаимосвязи Получение объективной и полной информации о состоянии образования в школе Постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть
Задачи ВШК 1.Создать благоприятные условия для развития ОУ 2.Обеспечить взаимодействие управляющей и управляемой систем 3.Обеспечить сочетание административного и общественного контроля 4.Создать информационный блок данных о работе каждого педагога 5.Мотивировать педагогов на улучшение результатов труда
Методическая направленность Результаты контроля: Чему научили и чему научились? Что исправили и что улучшили? От чего отказались и что развили? Каков уровень профессиональ- ного мастерства и как помог контроль в его развитии?
Виды контроля Фронтальный изучение деятельности: коллектива МО учителя класса параллели классов Тематический изучение конкретного вопроса в деятельности: коллектива МО учителя класса параллели классов
Что означает фронтальный, комплексный, тематический ВШК Проверяем всех Проверяем одного или нескольких Проверяем одного
С какой целью проводим проверку? Установление и изучение характера отклонений Выявление состояния для предотвращения нарушений Оценки состояния после проведенной коррекции Диагностический ВШК Предупредительный ВШК Повторный ВШК
Когда и в какие сроки проводим проверку ? Входной ВШК Промежуточный ВШК Итоговый ВШК
По объему (охвату) По срокам По методам По периодичности По признаку исполнителя По задачам По статусу Классно-обобщающий, фронтальный, тематический, комплексный, персональный, обзорный Взаимоконтроль, самоконтроль, административный, коллективный Входной, текущий, промежуточный, итоговый Предупредительный, диагностирующий, повторный Наблюдение, опрос, анкетирование, проверка документации, оперативный Внешняя экспертиза, административный, самоконтроль Эпизодический, периодический
Навигатор методов и форм ВШК Вращая круги «навигатора», можно подбирать под цели и темы контроля наиболее эффективны е технологии организации и проведения ВШК
Согласование Позиций, совместных действий, стиля взаимодействия Участник образовательного процесса
Советы проверяющему Не приступать к контролю, не зная цели Не контролировать из-за недоверия Не держать выводов при себе Поругал – «проиграл», похвалил – «выиграл»
Нельзя в контроле: надзирать давать рецепты оценивать личность, надо оценивать поступок Контроль – средство помощи, а не наказания
Недостатки контроля: Учитель воспринимает контроль как объект, а не как субъект Может проявляться формализм в контроле Отсутствие выводов по результатам контроля Необъективность контроля Несоответствие целей и методов Ненацеленность контроля на конечный результат
ВШК организации Функции управления