Модели школьной библиотеки Подготовила : Аникина Т. М. библиотекарь ЗОШ 20
« Настоящее единство создается через уникальность каждого, а не через единообразие всех.» Антоний Сурожский
Базовая модель школьной библиотеки формируется : Базовая модель школьной библиотеки формируется : во первых, с учетом внутренних и внешних связей между элементами таких систем : как « школьная библиотека », « образовательное учреждение », « социокультурные институты », « сетевые ресурсы », во - вторых, внутреннего и внешнего управления, в - третьих, на основе классических элементов, из которых состоит библиотека : библиотечный фонд, контингент пользователей, библиотечный персонал, материально - техническая база.
Три основных периода в развитии базовой модели школьной библиотеки. Три основных периода в развитии базовой модели школьной библиотеки. Подготовительный период ( Х - Х VII вв.). Организационный период ( Х VIII – Х I Х вв.). Классический период ( конец Х I Х – ХХ вв ). Преобразовательный период ( ХХ в.).
Модели школьной библиотеки 1 модель – учитель - книга - ученик. Это модель, скорее условная модель библиотеки, так как в ее структуре отсутствуют такие элементы как персонал и материально техническая база. В данной модели роль библиотекаря выполняет учитель. Книги хранятся в классной комнате или в комнате учителя. Такая модель присуща для подготовительного периода и функционирует в рамках этого периода.
2 модель – библиотека ( помещение ) – книга – ученик, учитель Происходит увеличение фонда и появляется необходимость в создании специального помещения для книгохранения. Выделяются элементы « фонд » и « материально - техническая база ». Следовательно, должен появится человек, который бы присматривал за фондом и работал с ним. Это еще не библиотекарь, и, скорее всего, смотритель, полномочия которого ограничивались выдачей книг и их сбором. Такие функции мог выполнять и учитель по совместительству.
3 модель - библиотека ( помещение ) – библиотекарь - книга - ученик, учитель. 3 модель - библиотека ( помещение ) – библиотекарь - книга - ученик, учитель. В этой модели появляется сотрудник библиотеки – библиотекарь. Именно такая модель указывает на то, что библиотека становится структурным подразделением образовательного учреждения и начинает функционировать как отдельная система. Школьная библиотека наделяется информационными, образовательными, воспитательными функциями и становится полноправным участником учебно - воспитательного процесса.
4 модель – инновационная, предусматривает широкий структурный диапазон Библиотека – библиотекарь – фонды – пользователь. Медиатека – медиатекарь - медиаматериалы – пользователь. Интернет ( в библиотеке ) – информационные ресурсы - пользователь. Интернет – библиотекарь – информационные ресурсы – пользователь.
Такая модель предполагает преобразование библиотеки в культурный, креативный, информационный центр. Происходят такие системные изменения, что центральное место в функционировании школьной библиотеки начинает принадлежать информации, коммуникациям и ресурсам. Парадоксально, но все четыре модели мы можем сегодня наблюдать в образовательных учреждениях !
Модель бібліотеки майбутнього Бібліотечні - інформаційні ресурси Книги, періодичні видання, навчальна література Інтернет, медіа ресурси Бібліотекар - консультант Робота з бібліотечними фондами Робота з інформаційними носіями Інтернет бібліотека Бібліотечні фондиІнформаційні ресурси Користувач інформацією Учні, вчителі, батьки
Использованная литература Т. В. Пантюхова « Модели различных вариантов школьной библиотеки и их функционирование в образовательных учреждениях 21 века »