Заседание родительского клуба «Доверие» г. Тема: Отцы и дети (конфликт поколений, толерантные взаимоотношения) «У всех есть недостатки – у кого больше, у кого меньше. Вот почему и дружба, и помощь, и общение были бы невозможными, если бы не существовало между ними взаимной терпимости». Г. Франческо
Цель: 1. Определение роли отца в воспитании детей. 2. Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье. 3. Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из неё.
«Один отец значит больше, чем сто учителей» Русская народная пословица
- Что нового произошло за сегодняшний день? - Во что играли? Кто выиграл? - Как ты думаешь, у тебя хороший друг? Почему? - Как бы ты поступил на моём месте? Вопросы для беседы с ребёнком
Конфликт – это ситуация противоречий во взаимодействии между разными людьми (межличностный конфликт) или между желаниями, убеждениями и действиями одного человека (внутренний конфликт). Соперничество – стремление добиться удовлетворения своих интересов, пусть даже в ущерб окружающим людям. Сотрудничество – поиск такого варианта поведения, который позволит максимально удовлетворить интересы обеих сторон. Поиск общих интересов. Компромисс – выбор промежуточного варианта, при котором каждый из участников в чем-то выигрывает, но что-то и теряет. Удовлетворяются, хотя и не полностью, интересы обоих участников. Приспособление – отказ от собственных интересов в пользу другого. Позиция жертвы. Избегание – уход из конфликтной ситуации без попытки её решения. Это ситуация неопределённости: в результате интересы могут быть удовлетворены, а могут и нет.
Алгоритм решения конфликта поможет вам в общении с вашим ребёнком в острые моменты. 1 шаг «Не удивляться»: мимически выразить отсутствие удивления и возмущения, чтобы снять ореол ложного героизма свершаемого поступка, можно сказать: «Такое к сожалению бывает в твоём возрасте…» 2 шаг «Присоединиться»: сняв ареол героизма, слегка поднять авторитет нарушителя, указав на его поведения как на слабость, которую проявляет иногда любой человек, в том числе и сам родитель. Парадигма здесь такова: «Стыдно признаться, но в твоём возрасте я тоже не была сдержанной и, поддаваясь эмоциям, могла закричать и совершить необдуманный поступок». Или «Наверное, я в твоём возрасте…» или же «Вероятно, когда-то я тоже проделывала такое…» 3 шаг «Обозначить обстоятельства»: Очертить положение, в котором теперь находятся все участники конфликта. Парадигма: «Нам надо бы приступить к работе, но…» 4 шаг «Апеллировать к разуму»: после того как проблема выявлена обратиться к конфликтующим с вопросом: «Что ты сам думаешь по этому поводу?» - просьба высказать своё мнение носит общий характер, так как на конкретный вопрос вряд ли нарушитель готов ответить. 5 шаг «Положительное подкрепление»: провозгласить достоинство личности, которое здесь и сейчас проявилось в виде признания недостойности своего поступка, либо проявить уважение к поискам собственных решений, противостоящих общепринятым. 6 шаг «Предложение помощи»: чтобы изменить содеянное, нужны усилия, и родитель обращается с вопросом «Нужна помощь?» Если ребёнок отказывается от помощи, говоря, что сам исправит, родитель приводит второе положительное подкрепление – лучше всего в форме «Я- сообщения». 7 шаг «Инструментировка ситуации успеха»: благополучное разрешение эпизода преподносится как успех самого ребёнка. Парадигма «Не страшны ошибки – страшно, когда их не исправляют».
Ситуации 1. Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете убирать в квартире, что-то готовить, но явно не успеваете. Обращаетесь к своему взрослому сыну или дочери за помощью. В ответ – «это твои друзья, вот ты с ними и не разбирайся» Как вы поступите в такой ситуации? 2. После родительского собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребёнка. Они говорят о том, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ребёнок спокойно отвечает: «Значит, пойду работать». Как поступить в такой ситуации? 3. Родители дали ребёнку деньги с определённой целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что хотелось. Родители возмущены, в свой адрес ребёнок услышал много гневных слов. В конце концов, он хлопнул дверью и ушёл из дома. Как поступить в подобной ситуации?
Знайте! Гордость за своих родителей – это моральный фундамент для взлёта личности. Стыд за своих родителей – это тяжесть на сердце, не позволяющая ребёнку взлететь до полной высоты.
Роль отца в воспитании ребёнка незаменима. Вы – главные «проектировщики», «конструкторы» и «строители» детской личности.
Воспитывайте детей не столько словами, добрыми впечатлениями и подарками, сколько примером, достойным всяческого подражания. Уважаемые папы!
Маленький секрет семейного счастья: «Самые лучшие дети бывают только у счастливых родителей».