продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли; выявить основные свойства почвы; способы защиты почвы от разрушения; в процессе опытов установить состав почвы; развивать мышление, наблюдательность, любознательность, мотивацию, анализ, коммуникативные компетенции, умение делать выводы
Как образуется почва ? Подумайте, как давно появились первые участки почвы ? Почвы Земли начали образовываться тогда, когда первые растительные организмы вышли из океана на сушу и поселились в рыхлых горных породах. Отмирающие корни и стебли растений обогащали поверхностные слои почвы перегноем. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы.
Растения Животные( черви, личинки и т.д.) Лишайники Микроорганизмы
Круговорот веществ Перегной Образование солей Используют растения Питаются животные Отмирание растений и животных
ПРОФИЛИ ЗОНАЛЬНЫХ ПОЧВ Совокупность почвенных слоёв образует ПОЧВЕННЫЙ ГОРИЗОНТ – вертикальный разрез почвы от поверхности до материнской породы. Мощность почвенного горизонта меняется от нескольких сантиметров до нескольких метров.
Практическая работа Опыт 1 Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидите? Какой вывод можно сделать? Опыт 2 Возьмите промокательную бумагу и насыпьте на нее немного почвы. Прижмите ее плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидите? Что доказывает этот опыт? В почве есть ВОЗДУХ. В почве есть ВОДА.
Практическая р абота Опыт 3 Продолжаем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? Что доказывает этот опыт? Опыт 4 Прокаленную почву, в которой сгорел весь перегной насыпьте в стакан с водой, размешайте. Рассмотрите внимательно осадок на дне стакана. Что вы видите? В почве есть ПЕРЕГНОЙ. В почве есть ГЛИНА и ПЕСОК.
Практическая работа Опыт 5 Возьмите несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Несколько капель этой воды поместите на стекло. Подержите стекло над водой. Что вы видите? Сделайте вывод. В почве есть СОЛИ и МИКРОБЫ
ПОЧВА ПЕРЕГНОЙСОЛИМИКРОБЫГЛИНАПЕСОКВОЗДУХВОДА
Отчего почва разрушается? Неразумная деятельность человека: строительство; уничтожение парков и скверов; непродуманный выпас скота; вырубка леса; Почву размывает вода; Выдувает сильный ветер;
Способы защиты почв от разрушения. Для накопления влаги в почве применяется снегозадержание; Нельзя сводить леса, лишать на больших пространствах землю естественного растительного покрова; Как заграждение от ветра в засушливых районах надо сажать полезащитные полосы. Эти насаждения также будут задерживать влагу и насыщать ею воздух; Сохраняет почву от разрушения посев многолетних трав; Вспашка поперек склонов: вода при этом не сбегает, а впитывается в почву.
Проблемный вопрос Слой толщиной в 1 см образуется за 100 лет. На сколько увеличится толщина слоя почвы за человеческую жизнь (75 лет)?
Подумай! Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть в лесу за лет на лугу за 3225 лет там, где нет растений –всего за 15 лет - О чем говорят эти расчеты ученых?
Это интересно! 1см почвы за 250 – 300 лет 20см за 5 – 6 тысяч лет
Объясните выражение : « Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете ». §18, вопросы после параграфа
Работу выполнил Пыталев А. М. учитель географии МОУ СОШ 63