Золотые правила воспитания Любите своего ребёнка, и пусть он никогда не усомнится в этом. Принимайте ребёнка таким, кокой он есть, - со всеми достоинствами и недостатками. Опирайтесь на лучшее в ребёнке, верьте в его возможности. Стремитесь понять своего ребёнка, загляните в его мысли и чувства ; почаще ставьте себя на его место. Создавайте условия для успеха ребёнка ; дайте ему возможность почувствовать себя удачливым. Не пытайтесь реализовать в ребёнке свои мечты и желания. Помните, что воспитывают не слова, а личный пример. Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребёнок неповторим и уникален. Не рассчитывайте на то, что ребёнок вырастет таким, как Вы хотите. Помните, что ответственность за воспитание ребёнка несёте именно Вы !
Критерии готовности к обучению в средней школе Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное освоение программного материала ; Новообразования младшего школьного возраста – произвольность внимания, рефлексия, мышление в понятиях ( в соответствующих возрасту формах ); Качественно иной, более « взрослый » тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Возрастные особенности младшего подростка Потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье ; Повышенная утомляемость ; Стремление обзавестись лучшим другом ; Стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе ; Повышенный интерес к вопросу о « соотношении сил » в классе ; Стремление отмежеваться от всего подчёркнуто детского ; Отсутствие авторитета возраста ; Отвращение к необоснованным запретам ; Восприимчивость к промахам учителей ; Переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдалённом будущем ; Отсутствие адаптации к неудачам ; Отсутствие адаптации к положению « худшего »; Ярко выраженная эмоциональность ; Требовательность к соответствию слова делу ; Повышенный интерес к спорту.
Какими должны быть пятиклассники ? Пятиклассники должны : Уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учётом мнения других, уметь поддерживать отношения ; проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых ; Стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно ; уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с лицами разного пола, самостоятельно разрешать возникающие конфликты ; Иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания родителей, помогать родителям ; Уметь общаться с людьми разных профессий ( продавец, врач и т. д.); Уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор ;
Возникающие проблемы Очень много разных учителей ; Непривычное расписание ; Много новых кабинетов ; Новый классный руководитель ; Возросший темп работы ; Возросший объём работ в классе и д / з ; Противоречивость требований отдельных учителей ; Ослабление контроля ; Необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителя ; Несамостоятельность в работе с текстом ; Низкий уровень развития речи ; Слабое развитие навыков самостоятельной работы ; Своеобразие подросткового возраста.
Возникающие проблемы : В письменных работах пропускает буквы 4 Не умеет применять правила, хотя знает их формулировку ; С трудом решает математические задачи ; Плохо владеет умение пересказа. Невнимателен и рассеян. Неусидчив во время занятий, индивидуальной работы. С трудом понимает объяснения учителя ; Постоянно что - то и где - то забывает ; Плохо ориентируется в пространстве ( в том числе и в своей тетради ); Испытывает страх перед уроками, учителями, ситуации проверки знаний ; Часто меняет приятелей, ни с кем не дружит подолгу ; часто бывает одинок.
Правила подготовки ребёнка к самостоятельной жизни Не отнимай чужого, но и совё не отдавай ; Попросили – дай, пытаются отнять – старайся старайся защититься ; Не дерись без причины ; Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно ; Играй честно, не подводи своих товарищей ; Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего ; два раза ни у кого ничего не проси ; Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность ; Из - за отметок не плачь, будь гордым ; С учителем из - за отметки не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся всё делать во время и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут ; Не ябедничай и не наговаривай ни на кого ; Старайся быть аккуратным ; Почаще говори : давай дружить, давай играть, давай пойдём домой вместе. Помни ! Ты не лучше всех, ты не хуже всех ! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей !
Чем можно помочь ? Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он столкнулся или может столкнуться ; Если Вас, что - то беспокоит в поведении ребёнка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или воспитателем ; Если в семье произошли какие - то события, повлиявшие на психологическое состояние ребёнка ( развод, отъезд в длительную командировку кого - то из родителей, рождений ещё одного ребёнка и т. д.) сообщите об этом классному руководителю, воспитателю ; Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Неформальное общение со своим ребёнком после прошедшего школьного дня ; Помогите ребёнку выучить имена и отчества новых учителей ; Не стоит сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребёнка, если в период начальной школы он привык к Вашему контролю ; Приучайте его к самостоятельности постепенно ;
Чем можно помочь ? Вы должны обязательно познакомиться с одноклассниками ребёнка и не лишать его возможности общаться после школы с ними ; Недопустимость физических мер воздействия, запугивания в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей ( бабушек, дедушек, сверстников ); Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания ; Учёт темперамента ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость ; Предоставление ребёнку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью ; Поощрение ребёнка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребёнка. Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребёнка.
Чем можно помочь ? Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребёнка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несёт ответственность ; Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни ; Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребёнком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителей ; Пятикласснику уже не так интересна учёба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребёнка была возможность обсудить свои школьные дела, учёбу и отношения с друзьями, в семье, с родителями
Способы преодоления тревожности : Не сравнивайте ребёнка с окружающими ; Доверяйте ребёнку ; Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что ; Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку ; Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований ; Будьте последовательны в воспитании ребёнка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше ; Старайтесь делать ребёнку меньше замечаний ; Используйте наказание лишь в крайних случаях ; Не унижайте ребёнка, наказывая его ; Общаясь с ребёнком, не подрывайте авторитет других взрослых людей. Например, нельзя говорить ребёнку : « Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай !»; Помогите ему найти дело по душе.
Слова, которые поддерживают и которые разрушают веру в себя : СЛОВА ПОДДЕРЖКИ : Зная тебя, я уверен, что вы всё сделали хорошо ; Ты делаешь это очень хорошо ; У тебя есть некоторые соображения по этому поводу ? Готов ли ты начать ? Это серьёзный вызов, но я уверен, что ты готов к нему. СЛОВА РАЗОЧАРОВАНИЯ : Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше ; Эта идея никогда не сможет быть реализована ; Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю
Признаки успешной адаптации Удовлетворённость ребёнка процессом обучения ; Ребёнок легко справляется с программой ; Степень самостоятельности ребёнка при выполнении учебных заданий, готовность прибегнуть к помощь взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому ; Удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями.