Реализация Программы воспитания социально-адаптированной личности в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната п. Октябрьский
Задачи ОУ: Формирование у обучающихся ЗУН, удовлетворяющих требованиям образовательных стандартов специального образования. Обеспечение воспитанникам условий для воспитания, социальной адаптации и успешной интеграции в общество.
Структура программы Цель и задачи Факторы, затрудняющие социализацию детей с ОВЗ Стандарт социализации Условия внутришкольной социализации Содержание деятельности Методика изучения социально-адаптивных навыков Комментарий степени социализированности выпускников
Цель программы Создание условий для формирования социально- адаптированной личности обучающегося на основе комплексного сопровождения процесса социализации
Социализация – это процесс становления личности. Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в обществе.
Стандарт социализации – это некий набор требований к личности ребенка, его ЗУН, перечень основных жизненно и социально значимых личностных качеств
Навыки общения со старшими, младшими, сверстниками. Умение осуществлять совместную деятельность с другими лицами. Знание своего тела, умение ухода за ним, навыки самообслуживания. Умение вести себя в общественных местах, знание традиций в официальной обстановке и правил поведения в различных ситуациях. Уважение к традициям других народов. Умение вести домашнее хозяйство, готовить, стирать, экономить. Знания и умения по уходу за детьми (важны не только девочкам, но и мальчикам, будущим отцам).
Умение общаться с противоположным полом (правила и традиции). Гигиена половой жизни. Умение строить планы («Кем быть?», «Каким быть?»). Профессиональные интересы и склонности, предпочтения в соответствии со своими возможностями. Взрослость, самостоятельность, ответственность. Психологическая (эмоциональная) устойчивость к непредвиденным ситуациям. Способность к саморегуляции. Оптимизм. Воля и настойчивость в достижении целей.
Факторы, затрудняющие социализацию детей с ОВЗ Отклонения в состоянии умственного здоровья и психологического развития; Ограниченная социальная активность, проблемы коммуникации; Низкий уровень самосознания и правовой культуры в целом; Непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности и экономики даже в личных масштабах.
Повышение резервов здоровья, умственной и физической работоспособности обучающихся Задачи: Практическая подготовка к самостоятельной жизни на основе формирования социально- значимых навыков. Формирование адекватной самооценки и осознание реальных перспектив самостоятельной жизни.
Условия успешной реализации Программы социализации: Разносторонние и высококвалифицированные кадры. Сложившаяся система урочных и внеклассных мероприятий. Проживание воспитанников по типу «семьи». Материально-техническая база (мед. блок, кабинет ЛФК, тренажерный зал, спортзал, библиотека, кабинет СБО, столярная и швейная мастерские). Дополнительное образование (8 кружков). Ученическое соуправление. Школьная товарно-фондовая биржа (экономическая игра).
Показатели социализации Оценочный бал Год 200__ 1. Навыки самообслуживания * личная гигиена * уход за одеждой и обувью * приготовление пищи * культура еды 2. Культура дома * уборка квартиры * уход за животными *работа с растениями * работа с бытовой техникой 3. Культура поведения 4. Общение и коммуникативность 5. Медицина и здоровье 6. Знания по уходу за детьми 7. Гигиена пола 8. Правоведение 9. Экономическая грамотность 10. Мода и умение одеваться со вкусом 11. Проведение свободного времени Всего баллов Средний бал КАРТА РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-АДАПТИВНЫХ НАВЫКОВ ВОСПИТАННИКА Ф.И.______________________________________________________________
Уровень социально - адаптивных навыков обучающихся
Индивидуальная карта аттестации готовности выпускника к самостоятельной жизни и деятельности
Уровень готовности выпускников к самостоятельной жизни