Муниципальное образовательное учреждение Мошокская средняя общеобразовательная школа Судогодского района Владимирской области Иванова Анна Юрьевна Учитель физики
Тема опыта : Развитие исследовательских умений обучающихся на уроках физики
Цель: – Развить навыки исследовательской деятельности через выполнение экспериментальных заданий по физике
Задачи: Изучить психолого - педагогическую литературу и передовой педагогический опыт по данной теме; Изучить психолого - педагогическую литературу и передовой педагогический опыт по данной теме; разработать критерии оценки результатов исследовательской работы обучающихся ; разработать критерии оценки результатов исследовательской работы обучающихся ;критерии оценки результатов исследовательской работы окритерии оценки результатов исследовательской работы о Разработать и систематизировать экспериментальные, творческие и исследовательские задания Разработать и систематизировать экспериментальные, творческие и исследовательские задания
Актуальность опыта Социальный заказ общества на сегодня: формирование личности, способностей к самоорганизации, саморазвитию, самосовершенствованию, социализации в обществе, адаптации на рынке труда. (Концепция Модернизации российского образования ). Однако практика показывает, что далеко не каждый гражданин умеет реализовывать свои способности. Новое время всегда диктует новые условия. Современный ученик должен уметь не столько учиться по учебнику, сколько добывать знания. Поможет решить эти вопросы при обучении физики постановка ученика в условия исследователя, на место учёного или первооткрывателя. При этом большое значение приобретает исследовательская деятельность.
Новизна опыта Новизна опыта состоит в самом подходе к организации исследовательской деятельности обучающихся в курсе физики. А также в специфике составления конкретных физических задач исследовательского характера
Технология опыта Мотивация деятельности Организация и управление исследовательской деятельности Физический эксперимент демонстрационный внеклассный Экспериментальные задачи проблемный Исследовательско- проверочные расчетные оценочные
Основной метод - метод научного познания Метод научного познания состоит их трех частей: теоретическое предсказание экспериментальная проверка гипотезы сравнение теоретических и экспериментальных данных, формулирование вывода.
Структура деятельности по проведению проблемного эксперимента гипотеза рассуждения теории, законы Анализ плана Планирование эксперимента Необходимые приборы и материалы Проведение эксперимента Математическая обработка результатов Анализ результатов выводы
Поэтапное формирование и развитие навыков экспериментальной деятельности. I этап (7класс)- формирование первичных умений проведения эксперимента, составления плана действий, оформления результатов опытов. Результат: большинство обучающихся правильно и самостоятельно проводят наблюдения выполняют измерения, систематизируют данные и немного хуже формулируют выводы.
II этап (8-9 класс)- формирование умения решать проблемы на основе самостоятельного планирования эксперимента и работы с гипотезами; обучение самооценке,освоение логических действий Результат: большинство обучающихся самостоятельно планируют эксперимент, работают с гипотезой, верно оценивают свой вклад в совместную деятельность; успешно осваивают логические действия
(10-11 класс)- обучение выбору вида деятельности, ее планированию; описанию на научном языке. Результат: должен сформироваться навык самостоятельного проведения экспериментальных исследований. III этап
Процент обучающихся, успешно освоивших государственные стандарты по предмету «Физика»
Процент обучающихся выполняющих экспериментальные задания
Средний балл обучающихся по физике
Отношение к предмету «Физика» среди обучающихся 9 классов учебный год