Исследовательский проект как способ повышения мотивации обучающихся на уроках биологии Плониш Юлия Юрьевна, к.б.н., учитель биологии БОУ г. Омска «Гимназия 43»
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2.Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет. Традиционный взгляд на урок (к/ф) 1. Дом.задание: «Перескажи…» 2. Тема: «Сегодня мы будем изучать …» 3.Объяснение: «Итак, слушайте внимательно…» 4.Закрепление: «Повторите что…? Когда…?»
Педагогическая цель любого проекта комплексные свойства личности знанияуменияценности мобилизация в необходимой ситуации. формирование различных ключевых компетенций
Основной тезис метода проектов при формировании ключевых компетентностей учащихся «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить»
Роль учителя на проектном уроке Генераторидей Организатор Эксперт Партнер «Навигатор» Учитель Консультант Источникзнаний
А в чем сейчас основная проблема у учащихся и их родителей? Нет мотивации для обучения! Проблемапоиск Анализ Моделирование ИГРА
Необходимо соблюдать условия для успешной реализации проекта. 1. Наличие социально значимой задачи, проблемы – исследовательской, информационной, практической1. Наличие социально значимой задачи, проблемы – исследовательской, информационной, практической 2. Пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.2. Пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. 3. Результатом работы над проектом (выходом проекта) должен быть продукт.3. Результатом работы над проектом (выходом проекта) должен быть продукт.
Этапы работы над исследовательским проектом 1. Подготовительный, или вводный (погружение в проект) 1.1. Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта) Определение цели, формулирование задач Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.) Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.
Этапы работы над исследовательским проектом 2. Поисково-исследовательский этап 2.1. Определение источников информации Планирование способов сбора и анализа информации Подготовка к исследованию и его планирование Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
Этапы работы над исследовательским проектом 3. Трансляционно-оформительский этап 3.1. Предзащита проекта (в классе) 3.2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений Подготовка к публичной защите проекта: определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.); стендовая информация о проекте.
Этапы работы над исследовательским проектом 4. Заключительный этап 4.1. Публичная защита проекта Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы Итоговая конференция
Критерии оценки проектно- исследовательских работ Разработаны учителем биологии МОУ СОШ 31 г. Новочеркасска Оценка работы отличная хорошая работа нуждается в доработке Оценка отдельных параметров: 5 = отлично 4 = хорошо 3 = средне 2 = требуется доработка 1 = плохо 0 = отсутствует 1. Постановка цели и задачи; 2. Обоснование актуальности и значимости темы проекта для самого участника; 3. Достаточность собранного материала. Полнота раскрытия темы или глубина исследования проблемы; 4. Оригинальность выдвинутых гипотез и практическая значимость; 5. Обоснованность и значимость выводов; 6. Качество оформления; 7. Артистизм и (или) выразительность выступления; 8. Раскрытие содержания проекта в презентации (в выводах); 9. Использование средств наглядности, технических средств; 10. Ответы на вопросы (компетентность в индивидуальной беседе по данной проблеме).
Схема 6 П Работа по проекту Проблема Планирование Поиск информации Продукт Презентация продукта Портфолио
Карандаш Спасибо за внимание!