Алгоритм – последовательность точных действий, направленных на получение результата. Свойства. 1. Однозначность - каждая команда не должна быть понята двусмысленно. 2. Результативность - в конце должен быть результат. 3. Конечность - число шагов алгоритма должно быть конечным. 4. Понятность - все команды должны быть понятны исполнителю. 5. Массовость - по одному и тому же алгоритму можно будет решить много задач одного типа.
В основе автоматических устройств лежит принцип формального исполнения алгоритма. Суть его заключается в том, что исполнитель не знает условия задачи, не обдумывает ее решение, но последовательно выполняет команды и приводит к желаемому результату. Имеется два вида структуры алгоритма: 1. Линейная - алгоритм, в котором команды выполняются друг за другом. 2. Разветвляющаяся - алгоритм, в котором команды выполняются в зависимости от условия.
Способы представления алгоритма Формы записи алгоритма: 1. Словесная. Задача: найти сумму двух чисел. 1. Ввести а, в 2. а+в с 3. Вывести с
Основные графические символы : нач - блок начала алгоритма - блок ввода данных - арифметический блок или блок вычисления - блок вывода результата условие - блок условия + кон - блок конца алгоритма
2. Графическая - алгоритм представлен в виде схемы, состоящей из отдельных блоков, предписывающих выполнение определенных действий и связи между ними. нач а, в а + в с с кон
3. На алгоритмическом языке - специальный язык для стандартной записи алгоритма. 4. Программа - алгоритм, записанный на языке, понятном ЭВМ. Пример. Найти площадь треугольника, если известна высота и основание. Составить блок-схему и словесную формулу. 1. Ввести a,h. 2. a *h y /2 y 1 S 4. Вывести S. нач a, h a* h y 1 1/2 y 1 S S кон
Алгоритмический язык - Специальный язык для стандартной записи алгоритма. Общие правила алгоритмического языка: 1. Алгоритмический язык записывается с помощью служебных слов (смысл которых не меняется во время работы алгоритма; служебные слова подчеркиваются и сокращаются) : а нач - начало б кон - конец в алг - алгоритм г арг - аргумент д рез - результат 2. Каждый алгоритм имеет заголовок.
3. Общий вид алгоритма: алг название алгоритма нач кон Серия – последовательность команд, которые выполняются друг за другом. 4. Если в задаче имеются величины, то в заголовке алгоритма необходимо указать тип этих величин. Тип величин - характеристика, показывающая какие значения данная величина может принимать. Аргумент – величины, которые вводятся в алгоритм. Результаты – величины, которые выводятся из алгоритма. серия
Общий вид алгоритма с величинами: алг название ( тип величин ) арг имена аргументов рез имена результатов нач кон Общий вид алгоритма с величинами: алг название ( тип величин ) арг имена аргументов рез имена результатов нач кон Величины: Постоянные – величины, которые не меняют своего значения во время работы алгоритма. Постоянные – величины, которые не меняют своего значения во время работы алгоритма. Переменные – величины, которые меняют свое значение во время работы алгоритма (x,y,z ). Переменные – величины, которые меняют свое значение во время работы алгоритма (x,y,z ). серия
Типы переменных: 1) вещ (вещественные) - все числа 2) цел ( целые) - 3; 2; 5 … 3) нат (натуральные) - 1; 2; 3… 4) лит (литерные) - слова, предложения…
Команда присваивания Команда присваивания - это специальная команда для записи вычислений, преобразований, т.е. команды исполнителя. X Y 1 : = X 2 1) переменная:= выражение (а:= в+7 ) 2) переменная:= переменная (а:= в ) 3) переменная:= число (а:= 7) обозначим
Выполняется команда присваивания: 1. Из памяти выбираются значения переменных, стоящих справа от знака : = 2. Вычисляются выражения, стоящие справа от знака : =, а результат записывается в память под именем, стоящего слева от знака : = Промежуточные величины – величины, которые не являются ни аргументами, ни результатами. В алгоритмическом языке тип промежуточных величин указывается после нач
Вычисления на ЭВМ Сведения о BASIK Создан в 1960 году в США; предназначен для решения математических, инженерных задач в форме диалога ( человек ЭВМ ). В компьютер заложена basic - система, которая представляет пользователю следующие возможности : 1. Ввод и редактирование программ исходных с выдачей сообщений об ошибке. 2. Ввод исходной программы и ее фрагментов. 3. Анализ, проверка выполнения. 4. Хранение информации на диске.
Величины 1. Переменные вещ А - А (а/я - бейсик ) цел А - А% нат А - А % лит А - А $ 2. Постоянные 1) без знака ( -5, 5, -7, 7 ) 2) с плавающей точкой ( для записи очень больших или маленьких чисел) а * 10 в = а Д в а * 10 в = а Е в 3) с иксированной точкой (5.7, 6.8, 9.5 )