Личностно- ориентированный подход к учащимся с нарушениями речи
Два мира есть у человека Один, который нас творил Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Н. Заболоцкий. Два мира есть у человека Один, который нас творил Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Н. Заболоцкий.
Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Существующие модели личностно- ориентированной педагогики можно условно разделить на три основные группы: Существующие модели личностно- ориентированной педагогики можно условно разделить на три основные группы: - социально-педагогическая - социально-педагогическая - предметно-дидактическая - предметно-дидактическая - психологическая - психологическая
В основе дидактики лежала предметная дифференциация, направленная на выявление : В основе дидактики лежала предметная дифференциация, направленная на выявление : 1) предпочтений ученика к работе с материалом разного предметного содержания; 2) интереса к его углубленному изучению; 3) ориентации ученика к занятиям разными видами предметной (профессиональной) деятельности. "Происходит эволюция универсальной информационной сети, способной связать воедино всех людей. Речь идет о наступлении нового века. Технология предлагает нам намного более значительные информационные и коммуникационные ресурсы. Эти ресурсы столь велики, что, очевидно, мы вступаем в новую эру - информационный век." У. Дайзард.
Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Такое обучение ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, опыт общения и пр.), т. е. опыт жизнедеятельности. В процессе личностно- ориентированного обучения на логопедических занятиях мной используются так называемые активные психологические модели и методы обучения, активизирующие их познавательную деятельность, развивающие мышление, формирующие стойкие практические умения и навыки. При этом используется исследовательский метод обучения, а сами компьютерные технологии выступают не как предмет изучения, а как инструмент познания. Эти методы могут быть реализованы в комплексе с другими приемами, имеющимися в практике образования и воспитания.
. В процессе личностно-ориентированного обучения на логопедических занятиях мной используются так называемые активные психологические модели и методы обучения, активизирующие их познавательную деятельность, развивающие мышление, формирующие стойкие практические умения и навыки. При этом используется исследовательский метод обучения, а сами компьютерные технологии выступают не как предмет изучения, а как инструмент познания. Эти методы могут быть реализованы в комплексе с другими приемами, имеющимися в практике образования и воспитания.
МОДЕЛЬ ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА ЗУН, ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ, применима и в системе логопедической работы с учащимися с нарушениями речи: 1. Цели обучения задаются учителем. 2. Развитие знаний, умений и навыков. 2. Развитие знаний, умений и навыков. 3. Ориентир на коллективную и фронтальную работу учителя. 3. Ориентир на коллективную и фронтальную работу учителя. 4. Работа строится с группами различной успеваемости (на логопедических занятиях с группами учащихся различных речевых нарушений) 4. Работа строится с группами различной успеваемости (на логопедических занятиях с группами учащихся различных речевых нарушений) 5. Используется дидактический материал, рассчитанный на определенный объем знаний "среднего" ученика (на логопедических занятиях – на слабого ученика) 5. Используется дидактический материал, рассчитанный на определенный объем знаний "среднего" ученика (на логопедических занятиях – на слабого ученика) 6. Устанавливается одинаковый для всех учащихся объем знаний и подбирается в связи с этим учебный материал (коррекционно-логопедический материал подбирается в зависимости от характера нарушений) 6. Устанавливается одинаковый для всех учащихся объем знаний и подбирается в связи с этим учебный материал (коррекционно-логопедический материал подбирается в зависимости от характера нарушений) 7. Изучение учебного материала, задания в котором меняются от простого к сложному и делятся на определенные группы сложности. 7. Изучение учебного материала, задания в котором меняются от простого к сложному и делятся на определенные группы сложности. 8. Активность класса как группы. 8. Активность класса как группы. 9. Учитель планирует индивидуальную или групповую работу. 9. Учитель планирует индивидуальную или групповую работу. 10. Учитель задает темы прохождения учебного материала. 10. Учитель задает темы прохождения учебного материала. 11. Сообщение новых знаний только учителем. 11. Сообщение новых знаний только учителем. 12. Оценка ответа учащегося только учителем. 12. Оценка ответа учащегося только учителем. 13. Использование учителем только количественных способов оценки (баллы,%). 13. Использование учителем только количественных способов оценки (баллы,%). 14. Определение объема, сложности и формы домашнего задания учителем 14. Определение объема, сложности и формы домашнего задания учителем 15. Книги для чтения рекомендуются учителем. 15. Книги для чтения рекомендуются учителем. 16. Учителя не интересуют стратегии познания учащихся, а важны исключительно конечные или промежуточные результаты. 16. Учителя не интересуют стратегии познания учащихся, а важны исключительно конечные или промежуточные результаты.
Личностно-ориентированная образовательная модель должна строиться на следующих принципах: Целью обучения должно быть развитие личности (на логопедических занятиях - развитие полноценной личности и коррекция недостатков). Целью обучения должно быть развитие личности (на логопедических занятиях - развитие полноценной личности и коррекция недостатков). Учителя и ученики являются равноправными субъектами обучения (важным является установление контакта). Учителя и ученики являются равноправными субъектами обучения (важным является установление контакта). Учитель, прежде всего, является партнером, координатором и советчиком в процессе обучения, а лишь затем лидером, образцом и хранителем "эталона" (реализуется задача повышения учебной мотивации). Учитель, прежде всего, является партнером, координатором и советчиком в процессе обучения, а лишь затем лидером, образцом и хранителем "эталона" (реализуется задача повышения учебной мотивации). Обучение должно основываться на уже имеющемся личностном опыте ребенка (связь дошкольного воспитания; возможного логопедического воздействия). Обучение должно основываться на уже имеющемся личностном опыте ребенка (связь дошкольного воспитания; возможного логопедического воздействия). Прежде чем обучать детей конкретным знаниям, умениям и навыкам, необходимо развить их способы познания (умение слушать и воспринимать обращенную речь) Прежде чем обучать детей конкретным знаниям, умениям и навыкам, необходимо развить их способы познания (умение слушать и воспринимать обращенную речь) В процессе обучения ученики должны обучаться тому, КАК эффективно учиться (реализуется задача повышения учебной мотивации). В процессе обучения ученики должны обучаться тому, КАК эффективно учиться (реализуется задача повышения учебной мотивации). Содержание образования должно, на сколько это возможно, быть применимым в реальной жизни ребенка, учитывать его интересы, а не готовить его к "будущей взрослой" жизни. Содержание образования должно, на сколько это возможно, быть применимым в реальной жизни ребенка, учитывать его интересы, а не готовить его к "будущей взрослой" жизни.
В процессе познания приоритетным должны быть эвристические способы познания, предполагающие активную познавательную позицию школьника (на логопедических занятиях учащимся предлагаются новые пути решения проблем, связанные с трудностями в обучении). В процессе познания приоритетным должны быть эвристические способы познания, предполагающие активную познавательную позицию школьника (на логопедических занятиях учащимся предлагаются новые пути решения проблем, связанные с трудностями в обучении). Педагог должен учитывать индивидуальные различия школьников по ходу образовательного процесса (на логопункте обучаются дети с индивидуальными особенностями) Педагог должен учитывать индивидуальные различия школьников по ходу образовательного процесса (на логопункте обучаются дети с индивидуальными особенностями) Система оценивания должна строиться на основе разнообразных видов рефлексии и содержать как качественные, так и количественные способы оценивания.
«Каждый день тысячи учителей входят в класс и приступают к проведению уроков, и от того какими будут эти уроки, какое состоится общение с детьми, зависит процесс школьной жизни: будет он торжествовать или тормозиться». Шалва Александрович Амонашвилли