Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (проект) Стандарты второго поколения
Декларация прав ребёнка Ребёнку «…должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества».
Конституция России, ст. 43 «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования» Стандарты второго поколения
Стратегическая задача развития школьного образования – обновление его содержания, методов обучения и достижения на этой основе нового качества его результатов Переход от индустриального общества к информационному Сокращение значимости и сужение круга репродуктивной деятельности; Рост инновационной активности человека во всех областях его деятельности Стандарты второго поколения
Задача стандартов первого поколения – сохранение единого базового ядра образования в российских школах за счёт введения инвариантного минимально допустимого уровня содержания и требований к подготовке выпускников Новые нормы – жизнь в постоянно меняющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая требования к коммуникативному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности Признак времени – повышенная профессиональная мобильность Стандарты второго поколения
Стандарт как общественный договор Стандарты второго поколения Индивидуальные потребности Социальный заказ Государственные требования Личная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность Безопасный и здоровый образ жизни Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние Национальное единство и безопасность Развитие человеческого капитала Конкуретно- способность Личность Общество Государство
НА УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЛИЯЮТ: Стандарты второго поколения ДОСТУПНОСТЬ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТОВ, СООТВЕТСТВИЕ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ ОСНОВНОЙ МАССЫ УЧАЩИХСЯ ОПРЕДЕЛЁННОГО ВОЗРАСТА РАЗЛИЧНЫЙ УРОВЕНЬ МОТИВАЦИИ, ИНТЕРЕСА ОТДЕЛЬНЫХ ШКОЛЬНИКОВ К ТЕМ ИЛИ ИНЫМ ОБЛАСТЯМ ЗНАНИЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СПОСОБНОСТЕЙ К ИХ ОСВОЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ, КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ ШКОЛЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ СанПиНов ОТНОСИТЕЛЬНО УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ОБУЧАЕМЫХ
Стандарты второго поколения Основное общее образование Начальное общее образование Среднее (полное) общее образование Начальное профессиональное образование Высшее профессиональное образование Среднее профессиональное образование Повышение уровня профессионального образования
Основа стандартов общего образования второго поколения – деятельностный подход Личностное развитие; Социальное развитие; Познавательное развитие; Коммуникативное развитие Стандарты второго поколения
Цели школьного образования: Формирование умений учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями; Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач; Целенаправленная организация и планомерное формирование учебной деятельности, создание индивидуальных образовательных траекторий; Признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения Стандарты второго поколения