Перспективы создания общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей
Внеурочная деятельность Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно- урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Направления, виды и формы внеурочной деятельности НаправленияВидыФормы (примеры) Спортивно- оздоровите- льное Духовно - нравственн ое Общеинтел - лектуальное Общекульт ур-ное Социально е Игровая деятельность Познавательная деятельность Проблемно – ценностное общение Досугово – развлекательная деятельность Художественное творчество Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) Трудовая (производственная) деятельность Спортивно-оздоровительная деятельность Туристско-краеведческая деятельность Кружок Студия Секция Клуб Объединение Факультатив Научное общество Конференция Слет Игра Соревнование Турнир Встреча Концерт Спектакль Практика (полевая, социальная) Экскурсия Культпоход Туристический поход Субботник Десант
Внесены изменения в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки России 2357 от 22 сентября 2011 г, зарегистрирован Минюстом России 12 декабря 2011 г ).
п «План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса и … возможностей образовательного учреждения».
Задачи внеурочной деятельности Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; Оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; Улучшить условия для развития ребенка; Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Внеурочная деятельность может осуществляться через: учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса; дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования); образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта; организацию деятельности групп продленного дня; классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.); деятельность иных педагогических работников (педагога- организатора, социального педагога, педагога-психолога) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования; инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ.
Модели внеурочной деятельности Модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей); модель «школы полного дня»; оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения); инновационно-образовательная модель.
Модель дополнительного образования Опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей. Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами.
Модель «школы полного дня» Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня. Данную модель характеризует: создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня; единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения; создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни; опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.
Оптимизационная модель Модель предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог- организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель- дефектолог, учитель-логопед, тьютор и другие). В этом случае координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: - взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; - организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; - организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления; - организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Инновационно-образовательная модель Данная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении. В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности. Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами.
Модель взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей 1. Учреждение дополнительного образования детей использует имеющуюся у него материально-техническую базу для осуществления образовательного процесса для обучающихся на базе общеобразовательных учреждений. 2. Обучающиеся учреждений общего образования посещают кружки, секции, клубы по интересам и т.д. учреждений дополнительного образования детей. Во всех случаях взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей должно быть создано общее программно-методическое пространство, а целевые ориентиры реализуемых в рамках такого взаимодействия программ внеурочной деятельности должны быть сориентированы на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования конкретного общеобразовательного учреждения.
Возможности ДДТ «Изобразительное искусство»; «Мир бисера»; «Золотая соломка»; Керамика и глиняная игрушка»; «Мукасоль»; «Умелые руки»; «Мягкая игрушка»; «Обучение игре на фортепиано»; «Хореография». Возможности ДДТ
Образцы работ