Творческий отчет. Тема: «Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания» Учителя истории и обществознания Маршевой Марии Владимировны I кв. категории
Цель: разработка и применение методов и приемов активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания. Задачи: проанализировать педагогическую и методическую литературу по теме активизация мыслительной деятельности; охарактеризовать особенности мыслительной деятельности на уроках истории и обществознания; эффективность применения систематических заданий по истории и обществознанию для активизации мыслительной деятельности учащихся из опыта работ.
На современном этапе развития нашего общества, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки гражданина, способного самостоятельно мыслить, принимать решения и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано при успешном обучении в школе, а этот процесс возможен при активной мыслительной деятельности ученика.
Методы: проблемное обучение, самостоятельная деятельность, использование анализа, метод проектов, метод вопросов, применение рабочих листов и кластеров.
Приёмы: Самостоятельная работа с предварительным разбором. Решение задач с последующей проверкой Работа по заданному алгоритму. Урок - практикум. Работа с информацией. Тесты. Вопросы требующие: 1) восстановления ранее усвоенных знаний и их воспроизведения; 2) поиска новых знаний, глубокого анализа фактов, их сравнения, сопоставления.
Доклады учащихся на предметной недели Игра «Умники и умницы»
Самостоятельная работа с последующей проверкой Работа в группах
Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата.
Выводы: Мыслительная деятельность учащихся стала более активной и позволяет им не только быстро и правильно решать задания, но при этом ученики могут отстаивать, доказывать свою точку зрения, предлагая новые варианты решения. История и обществознание учит рассуждать, искать истину, спорить, отстаивать свое мнение, что очень пригодится в современной жизни.
Результативность работы: Стабильная и положительная динамика показателей успеваемости и качества обучения. Ежегодное участие обучающихся в предметных олимпиадах. Активность обучающихся во внеурочной деятельности по предмету (предметные недели, викторины, вечера). Ежегодное участие в школьной научной конференции. Активная жизненная позиция учащихся. За 2 последних года одна выпускница окончила школу с серебряной медалью, по результатам ЕГЭ 2011 года выпускник Копонов А. набрав 72 балла по обществознанию. Все они сейчас успешно обучаются в ВУЗах.
Перспективы Применять технологию развития критического мышления. Внедрять в практику моей работы интернет – уроки. Совершенствовать работу с одарёнными детьми. Изучать материалы по ФГОС
Список используемой литературы Басаева М.Н. Нетрадиционные формы уроков / Преподавание истории и обществознания в школе, 2001, 7. Господарик ЮЛ. Интернет на уроках истории / Преподавание истории и обществознания в школе, 2002, 5. Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX в. М., Жерлыгина СЛ. Использование компьютерных технологий в преподавании истории / Преподавание истории в школе, 2002, 8. О современных методах преподавания истории / Преподавание истории в школе, 2001, 4. Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся / Преподавание истории и обществознания в школе, 2003, 1. Христенко П.М. Использование нетрадиционных форм работы / Преподавание истории в школе, 2001, 6. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания / Преподавание истории в школе, 2001, 8. Шевченко Н.Н. Нетрадиционные методы преподавания истории в школе / Преподавание истории в школе, 2002, 9. С. 47