«Традиции нашего народа – это живая историческая память, воплощение всего пройденного нацией пути, запечатленный опыт сотен поколений. Сохранение этого наследия - благородная задача.» А.В. Терещенко Тема учебного проекта: Тема учебного проекта: Формирование интереса к национальной культуре средствами музыкального искусства © К. А. Крюков
Музыка моего народа Автор: К.А. Крюков учитель музыки МОУ Мучкапской Автор: К.А. Крюков учитель музыки МОУ Мучкапской СОШ Тамбовской области © К. А. Крюков © К. А. Крюков
Проблема: Глубокие перемены, происшедшие в жизни России, ослабили внимания к патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, не мотивируемая агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.. Выход из этого положения - в формировании активной жизненной позиции молодого поколения, приобщении его к нравственным, духовным ценностям наших предков, возрождением традиций нашей страны. Выход из этого положения - в формировании активной жизненной позиции молодого поколения, приобщении его к нравственным, духовным ценностям наших предков, возрождением традиций нашей страны.
Основной вопрос: Обрядовые песни – что это? Проблемные вопросы темы: В какие времена зародилась народная музыка? Что способствовало созданию обрядовой песни? Использование русскими композиторами обрядовой песни в своем творчестве? Учебные предметы: музыка, ИЗО, история, литература Учебные предметы: музыка, ИЗО, история, литература Участники: учащиеся 4 классов Участники: учащиеся 4 классов © К. А. Крюков © К. А. Крюков
Аннотация проекта Проект рассчитан на детей младшего школьного возраста. Основная цель проекта научить ребенка воспринимать и тонко чувствовать традиции народа, которые отражают его духовный облик и внутренний мир. Именно это в конечном итоге хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить необходимую в трудную минуту поддержку и жизненную опору. Веками формировался особый уклад народной жизни, отразившийся в загадках, пословицах и поговорках, задушевных песнях и озорных частушках, седых легендах, волшебных сказках. Организация занятий по проекту построена таким образом, что задания педагог сначала выполняет вместе с детьми, а потом ориентирует их на самостоятельную деятельность. В проекте представлен один из важных законов обучения ребенка, когда эффективное развитие способностей, формирование умений и навыков происходит в их тесном взаимодействии. © К. А. Крюков © К. А. Крюков
Дидактические цели проекта: Формирование понятия о народной музыке; Приобщение ребенка к русскому народному творчеству; Развитие образного мышления; Создание условий для творческого самовыражения ребенка; Умение детей видеть проблему и найти возможность ее разрешить. © К. А. Крюков © К. А. Крюков
Методические задачи проекта: Научить определять различие между музыкой композиторской и народной; Ознакомить детей с характером звучания народной песни; Познакомить детей с русскими праздниками и обрядами; Учить самостоятельно или коллективно придумывать образные ассоциации в играх, в рисунках после прослушивания ; Развивать интеллект ребенка, его логику, активно воспринимать окружающий мир; Воспитывать в ребенке полноценную, духовно богатую личность со щедрой душой, жаждущей творчества. © К. А. Крюков © К. А. Крюков
Темы детских исследований: Что способствовало созданию обрядовой песни? Как русскими композиторами используется обрядовая песня ? Результаты представления исследований учащихся: -презентация презентация К проекту разработаны: - дидактический материал: Контрольный лист итогового тестирования, Контрольный лист итогового тестирования, Музыка моего народа (схема), Музыка моего народа (схема), Нормативно-ориентированный тест, Нормативно-ориентированный тест, Оценочный лист итогового тестирования. Оценочный лист итогового тестирования. © К. А. Крюков © К. А. Крюков
Этапы и сроки проведения проекта: «Загрузка» информацией – 1-е занятие, 10 минут; Формирование групп для проведения исследований, выдвижения гипотез решения проблем – 1-е занятие, 10 минут; Выбор творческого названия проекта – 1-е занятие, 10 минут; Обсуждение плана работы детей индивидуально и в группах – 2-е занятие, 10 минут; Обсуждение с детьми необходимых источников информации – 2-е занятие, 10 минут; © К. А. Крюков © К. А. Крюков
Информационные источники: А.В. Терещенко «История культуры русского народа», Издательство «ЭКСМО», Москва, 2007 В.Ю. Голова «Музыкальный фольклор в формировании национального самосознания», научно-методический журнал «Музыка в школе» 6,Москва, 2003 Е.А. Сапогова «На привольной стороне» Издательство «Советская Россия», Москва, 1989 Гвидо Боффи «Большая энциклопедия музыки», Издательство «АСТ-Астрель», Москва, 2006 © К. А. Крюков © К. А. Крюков