ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ ( )
АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ ( )
Два мира властвуют от века, Два равноправных бытия: Один объемлет человека, Другой – душа и мысль моя. А.Фет Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Ф.Тютчев Целый мир от красоты, От велика и до мала, И напрасно ищешь ты Отыскать ее начало. Что такое день иль век Перед тем, что бесконечно? Хоть не вечен человек, То, что вечно, - человечно. А.Фет
ПРИРОДА И ЛЮБОВЬ – ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ ОБОИХ ПОЭТОВ Тютчев – трагический и философский Тютчев стремится проникнуть в тайны мироздания Тютчев открывает мир природы и человеческой души в их трагических противоречиях Фет – гармонический и «природный» Фет воспевает красоту мира «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант» (П.И.Чайковский)
Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит. В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом... Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чём? Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть! Но не тем холодным сном могилы... Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб дыша вздымалась тихо грудь; Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел, Надо мной чтоб вечно зеленея, Тёмный дуб склонялся и шумел. Певучесть есть в морских волнах, Гармония в стихийных спорах, И стройный мусикийский шорох Струится в зыбких камышах. Невозмутимый строй во всем, Созвучье полное в природе, Лишь в нашей призрачной свободе Разлад мы с нею сознаем. Откуда, как разлад возник? И отчего же в общем хоре Душа не то поет, что море, И ропщет мыслящий тростник?
«ДЕНЬ И НОЧЬ» (1839) На мир таинственный духов, Над этой бездной безымянной, Покров наброшен златотканный Высокой волею богов. День - сей блистательный покров День, земнородных оживленье, Души болящей исцеленье, Друг человеков и богов! Но меркнет день - настала ночь; Пришла - и с мира рокового Ткань благодатную покрова Сорвав, отбрасывает прочь... И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами, И нет преград меж ей и нами Вот отчего нам ночь страшна!
Две линии поэзии Тютчева «Дневная» «Весенняя гроза» 1828 «Летний вечер»1828 «Утро в горах»1829 «Снежные горы» 1829 «Полдень»1829 «Весенние воды» 1830 «Зима недаром злится» 1836 «Фонтан» 1836 «Душа хотела б стать звездой» 1836 «Ночная» «Silentium!» 1830 «Вечер мглистый и ненастный»1836 «Святая ночь на небосклон взошла»1849 «Два голоса» 1850 «Близнецы» 1852 «От жизни той, что бушевала здесь» 1871
Сквозные образы в «дневной» лирике раннего периода Снежные вершины Весенние воды Майские грозы Весенние березы Небо и земля Вода и огонь
«Дневная» лирика позднего периода «Обвеян вещею дремотой» 1850 «Первый лист» 1851 «День вечереет, ночь близка» 1851 «Чародейкою зимою» 1852 «Так, в жизни есть мгновения» 1855 «Есть в осени первоначальной» 1857 «Как хорошо ты, о море ночное» 1865
* * * О чем ты воешь, ветр ночной? О чем так сетуешь безумно?.. Что значит странный голос твой, То глухо жалобный, то шумно? Понятным сердцу языком Твердишь о непонятной муке – И роешь и взрываешь в нем Порой неистовые звуки!.. О, страшных песен сих не пой Про древний хаос, про родимый! Как жадно мир души ночной Внимает повести любимой! Из смертной рвется он груди, Он с беспредельным жаждет слиться!.. О, бурь заснувших не буди – Под ними хаос шевелится!..
Противопоставление бытия и небытия – центральная проблема, центральный вопрос тютчевской картины мира. Человек и природа имеют два лика, две сущности, наделены «двойным бытием»: О, вещая душа моя! О, сердце, полное тревоги, О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия!
Ключевые оппозиции у Тютчева : Космос и хаос Жизнь и смерть Свет и мрак Радость и скорбь Гармония и бездна День и ночь Природа и цивилизация
Поэзия – союз волшебных звуков, чувств и дум. А.С.Пушкин