Расширение профессиональных возможностей педагогических работников и руководителей на основе современных моделей повышения квалификации 1 В.М. Макарский - директор МБОУ «Гимназия 2 г. Тосно», кандидат экономических наук
2 Цели образовательной организации в вопросах повышения квалификации –обеспечить организацию умелыми, знающими и компетентными сотрудниками, способными удовлетворить нынешние и будущие потребности организации. Чтобы достигнуть, этой цели необходимо гарантировать, что сотрудники готовы учиться, понимают что они должны узнать, и способны взять на себя ответственность за свое обучение.
1. Мотивация к ПК – сотрудники должны осознавать, что их нынешний уровень знаний, навыков или компетенций равно как установки и поведение, нуждаются в развитии и совершенствовании, если они хотят, чтобы их работа приносила им и другим людям удовлетворение. 2. Самообразование –означает поощрение сотрудников брать на себя ответственность за удовлетворение собственных потребностей в ПК для улучшения показателей своей работы.(т.е. научением того, как лучше выполнять работу). 3. Постановка учебных целей и стандартов в ПК. 4. Методы ПК – научение имеет « персональный и субъективный характер и неотделимо от деятельности». Это активный, а не пассивный процесс. 3
5. Обучение на рабочем месте - семинар как площадка для обучения. 6. Заблаговременное представление ОО учебных программ, их содержания, новизны и квалификации специалиста в данной области. 7. Коучинг – метод персонального (обычно один на один) на рабочем месте обучения. 8. Наставничество- метод оказания помощи который дополняет формальное образование. 9. Планирование личного развития. План самообразования перечисляет действия, которые сотрудники должны совершить для своего развития. 10. Образовательный туризм. 4
1. Анализ конкретных ситуаций (кейсов)- этот метод как правило используется при обучении классных руководителей, заместителей. 2. Функциональное моделирование- Богачек И.А. 3. Групповые упражнения – на основе метода Дельфи и мозгового штурма, электронного мозгового штурма. 4. Электронное обучение – программы электронного обучения могут включать в себя обычные вводные программы (веб-семинары), направленные на развитие информационных технологий. 5. Дистанционное обучение – современный эффективный вид получения образования, но с условием сдачи квалификационного экзамена. 7. Квалификационный экзамен – к проведению квалификационного экзамена необходимо привлекать представителей работодателей, их объединений. 5
1. ПК способствует успеху образовательной организации. 2. Необходим систематический подход к ПК руководителей, поскольку от них сейчас требуется гораздо более широкий спектр навыков чем когда-либо раньше. 3.Ответственность за развитие руководителей должен нести работодатель и общественно- государственные органы управления.
7 1. Предоставление более современной и качественной информации в области управления. 2. Систематическое нахождение способов, обеспечивающих более широкое стимулирование ПК всего управляющего звена. 3. Установить связь между стратегиями образовательной организации и повышением квалификации руководителя. 4. Оценка стратегии ПК должна соответствовать цели и миссии образовательной организации.
1. Обучение анализу будущих потребностей образовательной организации. 2. Стратегия повышения квалификации руководителей, в основном, должна касаться того, что образовательная организация собирается делать, чтобы удовлетворить потребности в руководстве в свете собственных планов. 3. ПК руководителей следует рассматривать как ряд связанных действий с учетом мнения самих руководителей. 4. Ротация руководителей - как мощный фактор развития системы образования всей Ленинградской области. 5. Повышение квалификации руководителей должно быть связано с развитием лидерских качеств и совершенствованием общих управленческих навыков.
ПК руководителей- это не обособленная деятельность. Цель центров ПК состоит в том, чтобы помочь слушателям определить, каких компетенций требует их работа на данном этапе.
Руководители должны взять на себя ответственность за собственное развитие Желательно, чтобы они могли ответить себе на следующие вопросы: Какие знания или навыки вы собираетесь приобрести? Какого уровня компетентности планируете достичь? Каковы цели вашего обучения? Что вы способны будете делать после обучения? Какие ресурсы (электронные учебные материалы, книги и др.) вам необходимы? Как вы достигнете своих целей? Какие задания, проекты, упражнения вы выполняете, что вы читаете? Какие курсы обучения или повышения квалификации вы хотели бы пройти? Сколько вам необходимо средств?
В.А.Сухомлинский « Если учитель вдумчиво анализирует свою работу,у него не может не возникнуть интереса к теоретическому осмыслению своего опыта, стремления объяснить причинно-следственные связи между знаниями учеников и своей педагогической культурой. …. с исследования,чтения педагогической и методической литературы, так начинается высший этап педагогического творчества- сочетание практики с элементами научного исследования» 11
1.Майкл Амстронг. Практика управления человеческими ресурсами. Издательство «Питер». 10-издание г. 2. Спиваковский В.М. Образовательный взрыв.- Киев. «Гранд-Экспо» г.