Психологическое сопровождение процесса самоопределения старшеклассников Выполнил: педагог-психолог ГБОУ Борского психологического центра Колесникова Н.Ю.
Профессиональное самоопределение- это определение себя относительно какой либо профессии, или трудовой деятельности и дальнейшая самореализация в этой сфере
Профессиональное самоопределение: выбор профессии (группы профессий), которая интересна и привлекательна для каждого в отдельности ученика; оценить насколько данная профессия соответствует вашим способностям; выяснить, пользуется ли данная профессия спросом на рынке труда.
В осуществлении профессиональной ориентации можно выделить следующие аспекты: Социальный аспект; Экономический аспект; Психологический аспект; Педагогический аспект; Медико-физиологический аспект.
Социальный аспект Заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы
Экономический аспект Это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда)
Психологический аспект Состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору)
Педагогический аспект Связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов
Медико-физиологический аспект Выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата
Этапы осуществления профориентационной работы в школе:
Первый этап: 1-4 классы Цель деятельности - формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую
Второй этап: 5-7 классы Цель деятельности- развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа Я»
Третий этап: 8-9 классы Цель- уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям
Четвертый этап: классы Цель-обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности
Основные направления профориентационной работы в школе: Профессиография - это описание профессий (специальностей), включающее их требования к психофизиологическим качествам человека. Профессиональное просвещение-сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда.
Работа по профпросвещению включает в себя профинформацию, профпропаганду и профагитацию. Профдиагностика - изучает характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.
Профконсультация - регулятор профессионального самоопределения личности. Это непосредственная помощь школьнику в выборе конкретной профессии на основе изучения личности, ее возможностей и сопоставления полученной информации с требованиями профессии, что обеспечивает максимальный учет объективных и субъективных условий профессионального выбора.
Целью профдиагностики является: определение склонностей, интересов учащихся; определение профессиональных предпочтений; определение личностных особенностей
Диагностика личностных особенностей: определение темперамента (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик); определение характера (свойства, выражающие отношение к коллективу и отдельным людям; свойства, выражающие отношения к труду; свойства, выражающие отношения к вещам; свойства. выражающие отношение к самому себе)
Структура деятельности педагога- психолога по реализации задач профориентации изучает профессиональный интерес и склонности учащихся; осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей; проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;
осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся; способствует формированию у школьников адекватной самооценки; приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков; оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся.
Кабинет профориентации в ГБОУ СОШ 1 г. Нефтегорска: визуальная модель самоопределения
Оформление стенда «Они нашли себя»
Оформление теоретического блока для индивидуального самообразования старшеклассников
Классный час в 6-х классах по теме «Моя будущая профессия»
Самостоятельное знакомство учащихся с представленной информацией
Уголок «География учебных заведений Самарской области»
Итоговый классный час в 11 «А» классе.
Групповая консультация в 11 «а» классе «Слагаемые правильного самоопределения»
Работа в группах
Групповая консультация в 9 «А» классе по теме: «Собеседование по полученным данным профдиагностики»
Знакомство с полученными результатами.
Обсуждение полученных данных.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!