Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов ОБУСО « Парфинский СП « Росток »
Немного истории Термин «выгорание», «сгорание» предложил Г. Фрейденбергер в 1974 г. для описания разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек».
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Причины напряженности педагога Особая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций Загруженность рабочего дня Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки Чувствительность к имеющимся трудностям Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка дома или на работе Требование творческого отношения к профессиональной деятельности
Проявление СЭВ у педагогов (по стажу работы): Чаще всего у педагогов со стажем работы от 5 до 7 и от 7 до 10 лет 8–11% – от 1 года до 3 лет, и у педагогов с 10-летним стажем (адаптация в учреждении, у педагогов со стажем более 10 лет выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты) 22% – от 15 до 20 лет
Стадии эмоционального выгорания: 1. Снижение самооценки. 2. Стадия одиночества. 3. Эмоциональное истощение, ПОТЕРЯ ТРУДОСПОСОБНОСТИ!
Способы профилактики эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов.
1. Физиологическая саморегуляция. «Болезни души неотделимы от болезней тела» Спутник стресса – это мышечный зажим. Мышечный зажим – остаточное явление напряжения, появившееся из-за отрицательных эмоций и нереализованных желаний. «Мышечный панцирь». Он образуется у людей, не умеющих отдыхать, то есть снимать стресс.
Способы физиологической саморегуляции: Различные движения потягивания и расслабления мышц Посещение бани, тренажерного зала, занятия йогой и т.д.
Способы физиологической саморегуляции: РЕЛАКСАЦИЯ это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.
2. ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, движение, танцы, музыка.
ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА баня, массаж; горячая ванна с пеной; SPA-процедуры.
3. Способы эмоциональной саморегуляции: смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном; рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей; мысленное обращение к высшим силам
Способы эмоциональной саморегуляции: «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; вдыхание свежего воздуха; чтение стихов; высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так. Занятие любимым делом - хобби.
САМОВНУШЕНИЕ И САМОПООЩРЕНИЕ Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «МОЛОДЕЦ!», «УМНИЦА!», «ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!», «Я ОТЛИЧНО СПРАВИЛАСЬ!», «КАК Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ!». Дарите себе подарочки и милые безделушки.
Упражнение «Похвалилки» « Меня замечают, любят и высоко ценят ». « Все идет хорошо ». « В моей жизни случается только хорошее ».
« Дай, господи, нам СИЛЫ изменить то, Что мы не можем изменить ; ТЕРПЕНИЕ – принять то, что мы Не можем изменить ; и УМ – отличать одно от другого »
ВЫВОДЫ: ЗАБОТЬТЕСЬ О СВОЕМ ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ, КОЛЛЕГИ! НЕ ДОВОДИТЕ УРОВЕНЬ ПСИХИЧЕСКИХ НАГРУЗОК ДО КРИТИЧЕСКИХ!
ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ– УЛЫБКА!!!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!