Рекомендации по повышению финансовой грамотности лиц социально уязвимых категорий А.Р. Ковалевский 15 марта 2013 года
2 Актуальность проблемы Массовое внедрение потенциально небезопасных финансовых инструментов (кредитные карты, интернет-банк, электронные и «мобильные» деньги…); Бурный рост потребительского, ипотечного и иных видов кредитования; Быстрый рост числа потребителей финансовых услуг; Масштабные прорехи в сфере государственного регулирования рынка финансовых услуг, практически полное отсутствие этических кодексов и саморегулирования; Практически полное отсутствие образовательных программ в сфере финансовой грамотности.
3 Последствия В начале 2000-х гг. своих денег лишались в основном любители «бесплатного сыра», в настоящее время пострадать может любой, даже совершенно разумный гражданин, если он не обладает специальными знаниями в сфере финансовой грамотности Бремя дополнительных расходов, возникающих вследствие действий не обладающих финансовой грамотностью лиц, перекладывается на все общество
4 Наиболее уязвимые категории граждан В наибольшей степени – дети-воспитанники детских домов, интернатных учреждений, подростки, отбывающие наказание в местах лишения свободы, дети из семей в трудной жизненной ситуации, люди с низким уровнем образования, люди с низкими доходами, пожилые люди Отсутствие базовых социальных навыков в сочетании с наличием различного рода накопленных финансовых средств
5 Масштаб проблемы детей без попечения родителей в РФ Из них около 140 тыс – в детских домах (ДФО 29%, СФО 25% Тыва 40%) – данные НИУ ВШЭ Около трети выпускников детдомов – безработные, получают пособия по безработице до 60 тыс. руб. (данные газеты «Ведомости»)
6 Рекомендации-1 1. Обучение финансовой грамотности Проект развития финансовой грамотности в рамках займа Всемирного банка Правительству РФ – разработка учебных программ по финансовой грамотности; но не включены социально уязвимые категории на переходный период – в рамках других предметов выделение соответствующих штатных единиц в детдомах, интернатах, учреждениях системы исполнения наказаний 2. Международные исследования уровня образования в области финансовой грамотности (аналог PISA) 3. Развитие финансовой грамотности как одна из возможных новых Целей Развития Тысячелетия. Неотъемлемая часть финансовой включенности (а не только защита прав потребителей финансовых услуг)
7 Рекомендации-2 4. Формирование в рамках деятельности органов по защите прав потребителей специальных сайтов, где рассматриваются наиболее типичные случаи обмана потребителей финансовых услуг Даже если потребитель обладает доступом к интернету и навыками поиска в интернете, сайты с исчерпывающим охватом сведений по данному поводу отсутствуют 5. Обязательность обучения финансовой грамотности в рамках переподготовки безработных