Организация планирования и прогнозирования деятельности в ОУ
Критерии оптимальности годового плана единство целей и средств их достижения, правомерность избранных форм воплощения планируемой работы; общественная значимость задач, содержания, определенных в плане на предстоящий период работы; реальность, выполняемость плана; комплексность, аналитичность построения плана.
Виды планов Перспективный; годовой; текущий.
Структура перспективного плана Анализ работы за текущий период. Задачи школы на планируемый срок. Перспективы развития контингента учащихся по годам, воз можное количество классов. Перспективы обновления учебно-воспитательного процес са, внедрение педагогических инноваций. Потребность школы в педагогических кадрах. Повышение квалификации педагогических кадров (курсы, семинары, тренинги, курсы на хозрасчетной основе и т.д.). Развитие материально-технической базы и учебно- методическое оснащение школы (строительные работы, пополнение фондов библиотеки, наглядных пособий, обновление оборудования и оформление кабинетов и др.). Социальная защита педагогов и учащихся, улучшение их быта, условий труда и отдыха.
Структура годового плана Краткий анализ работы школы за предыдущий учебный год. Задачи школы на новый учебный год. Выполнение Закона о всеобщем обязательном обучении. Учебно-воспитательная работа. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. Совместная работа школы, семьи и общественности. Работа педагогического совета школы. Методическая работа, повышение квалификации и аттестация учителей. Контроль и руководство. Санитарно-оздоровительная работа. Укрепление учебно-материальной базы и организационно- хозяйственная работа.
Технологическая цепочка деятельности по планированию ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП Этот этап предполагает изучение рынка образовательных услуг, выявление заказчиков и потребителей, образовательных услуг, ресурсов. Составление приоритетных направлений развития ОУ.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ (предвидение будущих потребностей, тенденций развития, вероятных проблем, возможных последствий) ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ (отдаленные и близкие цели).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (создание концепции, программы развития) КОНСТРУИРОВАНИЕ (разработка направлений и конкретного содержания деятельности)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ (общение, отношения, устранение противоречий, разрешение конфликтов, оценка деятельности) ОРГАНИЗАЦИЯ (концентрация усилий, распределение ролей, мотивация, стимулирование деятельности)
РЕЗУЛЬТАТ (сравнимый и прогнозируемым и затратами) ДИАГНОСТИКА + КОРРЕКЦИЯ, РЕГУЛИРОВАНИЕ (контроль, оценка)
SWOT – анализ ПараметрыСильные стороныСлабые стороны ЦелеполаганиеНаличие программы развития Соответствие целей и задач школы целям и задачам федеральной программы развития и т.д. Деятельность Финансы ИнновацииВысокий уровень мотивации отдельных педагогов на инновационную и экспериментальную деятельность, на повышение квалификации МаркетингПоложительный имидж школы на селеОтсутствие большого спектра ДО услуг Менеджмент Ресурсы100% укомплектованность специалистамиОграниченность финансовых ресурсов
Программа изучения годового плана работы школы Отвечает ли структура плана поставленным основным задачам? Какова форма плана (графическая, текстовая, сетевая) и насколько она удобна для работы? Имеется ли в плане краткий анализ итогов работы школы за прошедший учебный год, как отражаются в анализе следующие вопросы: качество знаний учащихся и причины его снижения или повышения; уровень воспитанности учащихся; состояние учебно-материальной базы и её влияние на учебно-воспитательную работу; качество методической работы и т.д. Каков характер этой вводной части плана - констатирующий или аналитический? Вытекают ли главные задачи годового плана из анализа работы школы за прошедший период? Конкретность задач, их количество. Существует ли в разделах плана конкретный набор мероприятий, благодаря осуществлению которых должны быть решены намеченные задачи? Учитываются ли при планировании вопросы перспективного развития школы, нормативные документы школы и органов образования; прошлогодние недостатки в работе с целью их устранения? Как в плане определено главное звено всей деятельности педагогического коллектива? Имеют ли место обезличенные задания в разделах плана? Количество мероприятий, исполнители и сроки которых не выполнены. Процент таких мероприятий по отношению ко всем мероприятиям плана. Качество и полнота охвата планированием основных разделов плана, их взаимосвязанность и комплексность. Намечены ли методы и формы оперативного контроля за выполнением плана?