Организационно-педагогическое применение здоровьесберегающих технологий в работе учителя – логопеда в специализированной группе. Учитель-логопед МБДОУ д/с 25 Стефаненкова Елена Валерьевна
Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни и воспитав у него культуру здоровья.
ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ: - принцип «Не навреди! »; - принцип сознательности и активности; - принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса; - принцип систематичности и последовательности; - принцип доступности и индивидуальности; - принцип всестороннего и гармоничного развития личности; - принцип системного чередования нагрузок и отдыха; - принцип постепенно наращивания оздоровительных воздействий; - принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса
Особенности физического развития детей с речевыми недостатками: - нарушение артикуляционных укладов, либо органов артикуляционного аппарата; - нарушение дыхания и голосообразования; - нарушение общей и мелкой моторики; - расторможенность и заторможенность мышечного напряжения; - повышенная утомляемость; - заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы, скорости, ловкости); - нарушение темпоритмической организации движений.
Особенности психического развития детей с речевыми недостатками: - нарушение оптико – пространственного праксиса; - неустойчивость внимания; - расстройство памяти (особенно слуховой) - несформированность мышления; - задержка развития воображения.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ЛОГОПЕДАМИ - дыхательная гимнастика; - упражнения, направленные на профилактику нарушений зрения; - развитие мелкой моторики; - артикуляционная гимнастика; - физминутки; - логоритмические занятия; - элементы музыкотерапии, сказкотерапии, пескотерапии, аромотерапии, су-джок терапии - массаж и самомассаж; - кинезиологические упражнения.
Артикуляционная гимнастика Регулярное выполнение поможет: - улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость); - улучшить подвижность артикуляционных органов; - укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; - уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
Дыхательная гимнастика способствует развитию и укреплению грудной клетки направлена на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания необходима для дальнейшей работы по коррекции звукопроизношения.
Упражнение « Дудочка » Упражнение « Волшебный цветок »
Упражнение « Загони мяч в ворота » Упражнение « Буль-буль »
Зрительная гимнастика используется: - для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз; - для укрепления мышц глаз; - для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях).
Развитие общей моторики «Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения». Ж. Тассо.
Оздоровительные паузы – физминутки направлены : на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.
Развитие мелкой моторики Развития мелкой моторики повышает эффективности коррекционной работы с детьми-логопатами.
Упражнение « Собери цветок » Упражнение « Веселый футбол »
Упражнение «Шнуровка»
Упражнение «Назови фигурку» Упражнение «Сложи узор»
Су – джок терапия - это одно из направлений медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка «Су» – кисть, «Джок» – стопа.
Приемы работы Су – Джок массажером: 1. Массаж специальным шариком 2. Массаж эластичным кольцом
3. Пальчиковая гимнастика в стихах с применением Су-Джок шарика Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну.
4. Автоматизация поставленных звуков Этот малыш-Илюша, (на большой палец) Этот малыш-Ванюша, (указательный) Этот малыш-Алеша, (средний) Этот малыш-Антоша, (безымянный) А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
5. Использование Су–Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий. 6. При проведении звукового анализа слов используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. 7. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов. 8. Использование шариков для слогового анализа слов.
Массаж и самомассаж Виды развивающего массажа, используемые в логопедической практике: - массаж и самомассаж лицевых мышц; - массаж и самомассаж кистей и пальцев рук; - плантарный массаж (массаж стоп); - аурикулярный массаж (массаж ушных раковин); - массаж язычной мускулатуры.
Релаксация - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Цель кинезиологических упражнений : Синхронизация работы полушарий; Развитие межполушарных связей; Развитие мелкой моторики и речи; Развитие мышления, памяти, внимания и способностей; Устранение дислексии
Логоритмика - это система двигательных упражнений с произнесением конкретного речевого материала.
Результаты использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками: снижение уровня заболеваемости; повышение работоспособности, выносливости; развитие психических процессов; улучшение зрения; формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки; развитие общей и мелкой моторики, повышение речевой активности; увеличение уровня социальной адаптации.