Роль игровых сред в развитии самоорганизации и формировании картины мира современного ребенка Бояринцева Анна Викторовна кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО, психолог, Монтессори-педагог г. Москва
Что есть игра? 1. То, что надо организовать; то, чему надо научить; то, что ведет за собой развитие. 2. То, чему надо создать условия для проявления; то, чему нужно позволить самому состояться в нужное время и в нужном месте; то, за чем надо наблюдать и в чём надо участвовать.
Логика темы: 1. В игре ребенок осваивает понятия, смыслы и ценности жизни сообщества. 2. Они складываются в картину мира. 3. Картина мира определяет образ Я и образ других (мира) человека, его по-ведение (само-организацию). 4. От того где и как начинается игра зависит ощущение счастья человека.
Анализ игровых сред: 1. Есть ли? 2. Достаточно ли структурирована, выполняет ли возрастные задачи? 3. Достаточно ли она разнообразна? Есть ли выбор и варианты игр? 4. Есть ли в ней партнеры по игре? 5. Есть ли переход в новый возраст?
Первая игровая среда – тело матери (0 - 1 год) 1. Есть. 2. Достаточно структурирована, выполняет возрастные задачи – да. 3. Разнообразие - да. Выбор и варианты игр – да (но проблема замещения игрушкой). 4. Партнер не всегда доступен. 5. Переход в новый возраст есть, но он асинхронен.
Игровая среда дошкольника (1 - 7 лет) 1. Есть. 2. Недостаточно структурирована, выполняет возрастные задачи – не всегда, захват игр из более старшего возраста. 3. Разнообразие - большое. Выбор и варианты игр есть. 4. Партнеры есть, но не всегда доступны. 5. Переходов в новый возраст мало.
Игровая среда младшего школьника (7-10): 1. Есть. 2. Недостаточно структурирована, слабо выполняет возрастные задачи – мало движений, захват игр из более старшего возраста. 3. Разнообразие - большое. Выбор и варианты игр есть, но есть и ограничения. 4. Партнеры есть, но не всегда реальные (чаще виртуальные). 5. Переходов в новый возраст мало.
Игровые среды подростков: 1. Есть. 2. Недостаточно структурированы, слабо выполняет возрастные задачи – мало движений и общения, захват игр из более старшего/младшего возраста. 3. Разнообразие - большое. Выбор и варианты игр есть, но есть и ограничения. 4. Партнеры есть, но не всегда реальные (чаще виртуальные). 5. Переходов в новый возраст много, но не всегда безопасные.
Игровые среды старших школьников: 1. Есть. 2. Недостаточно структурированы, слабо выполняют возрастные задачи – мало движений и исследований, захват игр из более старшего/младшего возраста. 3. Разнообразие - небольшое. Выбор и варианты игр есть, но есть и ограничения. 4. Партнеры есть, но не всегда реальные (чаще виртуальные). 5. Переходы в новый возраст есть, но не всегда безопасные.
Выводы: Игровые возрастные среды существуют. Они недостаточно: структурированы и выполняют возрастные задачи. При большом разнообразии выбор для ребенка бывает ограничен. Партнер по игре не всегда доступен. Переход в следующий возраст затруднен. В картине мире есть «белые пятна».
Возрастной ресурс игры: Эмоционально-личностное взаимодействие с Мамой (до 1 года). Взаимодействие с Близкими, с семьей, с предметами окружения (ранее Детство – с 1 до 3 лет). Взаимодействие с Иными (Общественными) Взрослыми и Детьми в пространстве Игры и Исследования (дошкольный возраст - до 7 лет). Взаимодействие с Детьми (и не только со сверстниками) в пространстве Обучения (младший школьный возраст). Общение в референтной группой сверстников (подросток). Профильная деятельность по интересам и личное общение и профессионально ориентированной группе (старший школьник).
Деятельностный ресурс игры: Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму! (Китайская пословица)
Кинесиологический ресурс игры: Мы учимся не только головой, (а всем телом) (К. Ханнафорд) Освоение мира через сенсорные каналы тела: запаховые, вкусовые, тактильные, звуковые, зрительные и др. Дать детям до 5-ти лет материалы и игрушки на все эти каналы!
Организационный ресурс игры: Основные формы организации образовательного процесса в детской группе: а) совместная деятельность детей и взрослых; б) самостоятельная деятельность детей. Иная, чем прежде, организации жизни детей в дошкольной группе: МНОГО ПРОСТРАНСТВА и УСЛОВИЙ ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ+ специально подготовленная СРЕДА
Интеграционный ресурс игры: В построении любой человеческой общности участвуют по крайней мере двое, и смена формы и содержания общности сопровождается сменой партнера.(его роли). Любая игр должна обеспечить ВСТРЕЧУ с Миром, с Другим, с Собой. В традиционных играх есть интеграция базовых РЕФЛЕКСОВ, что является основой жизненной успешности, уверенности, силы и ощущения счастья.
Когда ребенок развивается в игре? развитие ребенка происходит тогда, когда он САМ, проявляя активность, взаимодействует с миром; характер этой активности определяется субъективно свободным отношением личности; педагогическое влияние взрослых ориентирует ребенка на определённое ОТНОШЕНИЕ к ценностям; во взаимодействии взрослых с ребенком больше всего действует ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР.
Заповеди благополучного родителя и эффективного педагога: Принимать с благоговением Воспитывать с любовью и почтением И отпускать свободными
Спасибо за внимание! Полета мысли и успехов в создании игровых сред для детей ЛЮБЫХ ВОЗРАСТОВ! А.В. Бояринцева