Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время как условие развития их креативности Гатина Дания Вазыховна Учитель химии, биологии МБОУ «Карасинская основная школа имени ШарафутдиноваЗ.Т.» Аксубаевского муниципального района РТ
Основой урочной деятельности является самостоятельная деятельность ученика по решению проблемных задач урока, поставленных учителем. Одними из видов нетрадиционных уроков, позволяющих использовать исследовательский метод обучения являются: урок – исследование урок – лаборатория урок – творческий отчет урок – проект урок – презентация урок – экспертиза урок – путешествие урок – рассказ урок – экскурс в эпоху деятельности ученого и другие Формирование исследовательской деятельности учащихся на уроке
Однако наибольшие возможности для проведения системной исследовательской работы учащихся предоставляет внеурочная исследовательская деятельность. Одними из видов использования исследования являются: школьное НОУ, олимпиады, конкурсы, интеллектуальные марафоны, конференции, факультативы, экспедиции, предметные клубы и другие. Внеурочная образовательная деятельность осуществляется в виде различных типов исследовательских работ. Помимо занятий в школе учащиеся могут проводить исследования в домашней работе. Это стимулирует творческие способности: воображение, фантазию, активную мыслительную деятельность. Исследовательские домашние задания снабжаются инструкциями. Формирование исследовательской компетентности учащихся вне урока
Развитие креативности - свойство личности школьника, определяющее успешность решения творческих задач. Термин «креативность» (от лат. creatio – созидание) рассматривается в контексте опыта как способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации, решать исследовательские задачи.
В Индии на площади стоит колонна, которая изготовлена около 1500 лет назад из железа. Уже много лет она не подвержена коррозии, несмотря на влажный и тёплый климат. Составим текст исследовательской задачи: Как известно, климат в Индии тёплый и влажный. На площади во дворе мечети в Дели находится знаменитая железная колонна - одно из чудес света. Почему же железная колонна в Индии стоит уже почти 16 веков не разрушаясь? Как сумели древние мастера создать химически чистое железо, которое трудно получить даже в современных электролитических печах? Выявим противоречие между знанием того, что железо способно разрушаться (ржаветь) и незнанием способов защиты от коррозии. Исходный факт
Если в состав железа колонны ввести антикоррозионное вещество, то колонна не будет ржаветь; Если колонна абсолютно гладкая, то влага не оседает на ней и не образуется гальванической пары, способствующей разрушению; Если в составе сплава колонны есть вещества, которые, реагируя с железом, водой и кислородом, создали защитный слой. Выдвижение гипотез:
Результат: колонна содержит неожиданно много фосфора, который, реагируя с железом, водой и кислородом, создал своего рода защитный антикоррозийный поверхностный слой Осуществим поиск Ресурсов с помощью дополнительной литературы и ресурсов Интернет.