Коммуникативные универсальные учебные действия (УУД) © ГОУ ЯО ИРО © Коточигова Е.В.
Коммуникация в контексте программы развития УУД Коммуникация рассматривается не узко прагматически – как обмен информацией, например учебной Коммуникация - смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др.
Ключевого значения коммуникации для психического и личностного развития ребенка со-действие и со-трудничество выступают как та реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности
Три базовых аспекта коммуникативной деятельности коммуникация как взаимодействие коммуникация как сотрудничество коммуникация как условие интериоризации
Коммуникация как взаимодействие Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации). Преодоление эгоцентризма
Коммуникация как кооперация согласование усилий по достижению общей цели организации и осуществлению совместной деятельности ориентация на партнера по деятельности
Организация совместного действия распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы; обмен способами действия, заданный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы; взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности (путем взаимопонимания устанавливается соответствие собственного действия и его продукта и действия другого участника, включенного в деятельность);
Организация совместного действия (продолжение) коммуникация (общение), обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания; планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы); рефлексия, обеспечивающая преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности (путем рефлексии устанавливается отношение участника к собственному действию, благодаря чему обеспечивается изменение этого действия в отношении к содержанию и форме совместной работы).
Показателями нормативно-возрастной формы развития коммуникативного компонента УУД в начальной школе умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов); умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, умение осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания
Коммуникация как условие интериоризации Коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии «Возникая как средство общения, слово становится средством обобщения и становления индивидуального сознания» Л.С. Выготский
Предшкола должны уметь строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности в достаточной мере владеть планирующей и регулирующей функциями речи
Начальная школа способности речевого отображения (описания, объяснения) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности, - прежде всего в форме громкой социализированной речи
Критерии оценивания Смотри таблицу
Давайте общаться! Ярославль, 2010