Мышление начинается с проблемной ситуации. С.Л. Рубинштейн
это тип обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением им и готовых выводов науки
учить мыслить логично, научно, творчески сделать учебный материал более доказательным и убедительным, формировать не просто знания, а знания – убеждения содействовать формированию прочных знанийвоздействовать на эмоциональную сферу школьников формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности формировать и развивать положительное отношение к учению
Подвести школьников к противоречию и предложить им найти способ его решения Столкнуть противоречия в практической деятельности Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос Рассмотреть проблему с различных позиций Побуждать учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации Ставить конкретные вопросы, направленные на обоснование, конкретизацию, логику рассуждения Предложить проблемные теоретические и практические задания Поставить проблемные задачи
Наличие проблемных ситуаций Готовность и интерес учащихся к поиску решения Возможность неоднозначного решения, обуславливающая наличие различные направлений поиска
Необходимость использовать ранее усвоенные знания в новых условиях Нет способа решения поставленной задачи из-за недостаточности прежних знаний Противоречие между теоретическим путем решения задачи и практической неосуществимостью способа Противоречие между практически достигнутым результатом и отсутствием знаний для его теоретического обоснования
Подготовка к восприятию проблемы Создание проблемной ситуации Формулирование проблемы Процесс решения проблемы Доказательство правильности избранного решения
УровеньДеятельность учителя Деятельность учащегося 0 Ставит проблему, формулирует и решает ее Запоминает решение проблемы I Ставит проблему и формулирует ее Решает эту проблему II Ставит проблемуФормулирует и решает проблему III Проводит общую организацию, контроль и руководство Осознает проблему, формулирует и решает ее.
Методы проблемного обучения Проблемное изложение Поисковая беседа Самостоятельная поисково- исследовательская деятельность учащихся