Приёмы систематизации знаний и активизации познавательного процесса на уроках географии. Учитель географии Логинова И.И. МБОУ «СОШ2»
Систематизация. В педагогической энциклопедии систематизация рассматривается как мыслительная деятельность: «Систематизация -… мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определённую систему на основе выбранного принципа». В педагогической энциклопедии систематизация рассматривается как мыслительная деятельность: «Систематизация -… мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определённую систему на основе выбранного принципа».
Систематизация- основной приём многих педагогических технологий Применение систематизации и обобщения знаний позволяет сформировать у учащихся научное мировоззрение, помогает видеть мир в движении и развитии, способствует установлению логических связей между понятиями, тем самым развивает логическое мышление учащихся, выступает средством предупреждения и ликвидации формализма в знаниях учащихся, позволяет сформировать такую систему знаний, которая представляется как динамичная, качественно изменяющаяся. Применение систематизации и обобщения знаний позволяет сформировать у учащихся научное мировоззрение, помогает видеть мир в движении и развитии, способствует установлению логических связей между понятиями, тем самым развивает логическое мышление учащихся, выступает средством предупреждения и ликвидации формализма в знаниях учащихся, позволяет сформировать такую систему знаний, которая представляется как динамичная, качественно изменяющаяся. Для того чтобы знания учащихся были систематизированы, в современной школе применяют различные формы систематизации и обобщения изучаемого материала: Для того чтобы знания учащихся были систематизированы, в современной школе применяют различные формы систематизации и обобщения изучаемого материала: использование дидактического материала систематизирующего характера; использование дидактического материала систематизирующего характера; использование систематизирующих таблиц; использование систематизирующих таблиц; использование схем, графов и т.д; использование схем, графов и т.д; применение различных форм проведения учебных занятий, таких как семинар, конференция, лекции и т.д. применение различных форм проведения учебных занятий, таких как семинар, конференция, лекции и т.д.
Систематизирующие схемы и таблицы. Строение земной коры Строение земной коры Платформы Складчатые области Платформы Складчатые области Щит Плита складчатое строении Щит Плита складчатое строении (фундамент платформы (фундамент платформы (фундамент платформы (фундамент платформы не имеет осадочного покрыт чехлом осадочных складчато-глыбовое строение не имеет осадочного покрыт чехлом осадочных складчато-глыбовое строение чехла) горных пород) чехла) горных пород) глыбовое строение глыбовое строение полезные ископаемыеполезные ископаемые полезные ископаемые полезные ископаемыеполезные ископаемые полезные ископаемые магматического и осадочного происхождения магматического и магматического и осадочного происхождения магматического и метаморфического метаморфического метаморфического метаморфического происхождения происхождения происхождения происхождения привести примеры п/и, используя карту строения земной коры привести примеры п/и, используя карту строения земной коры в рельефе выражены в рельефе выражены платформы- равнинами складчатые области - горами платформы- равнинами складчатые области - горами низменности (0-200 м) низкие низменности (0-200 м) низкие возвышенности ( м) средние возвышенности ( м) средние плоскогорья ( м) высокие плоскогорья ( м) высокие высочайшие высочайшие
Процессы, формирующие рельеф. 6 класс Процессы, формирующие рельеф. 6 класс Внутренние – Внутренние – -формируют крупные формы рельефа. Внешние - Внешние - -разрушают крупные формы рельефа, изменяя и выравнивая рельеф. Движения земной коры: Движения земной коры: По времени протекания (быстрые и медленные) По направленности движений (горизонтальные и вертикальные) Примеры: землетрясения, извержения вулканов, медленные поднятия и опускания земной коры. - Работа текучих вод (эрозия и аккумуляция) - древние покровные оледенения - работа ветра (эоловые формы рельефа- дюны, барханы и т.д.) - деятельность человека (карьеры, терриконы, отвалы, каналы, пруды и т.д.)
Процессы, формирующие рельеф. 8 класс Рельефообразующий процесс Создаваемые формы рельефа А. Эндогенные (внутренние) 1. Горообразовательные движения. 1. Горообразовательные движения. 2. Внедрение магмы в земную кору. 2. Внедрение магмы в земную кору. 3. Излияние магмы на поверхность. 3. Излияние магмы на поверхность. 4. Складкообразование. 4. Складкообразование. 5. Разрывы и деформации 5. Разрывы и деформации 1. Крупные формы рельефа. Б.Экзогенные (внутренние) 1. Непосредственное действие силы тяжести 1. Осыпь. 2. Обвал. 3. Оползень. 1. Осыпь. 2. Обвал. 3. Оползень. 2. Деятельность текучих вод. 1. Овраги. 2. Балки. 3. Долины рек. 3. Деятельность ледников. 1. Кары. 2. Троги. 3. Холмисто-моренный рельеф. 1. Кары. 2. Троги. 3. Холмисто-моренный рельеф. 4. Деятельность подземных вод 1. Пещеры. 2. Воронки. 1. Пещеры. 2. Воронки. 5. Деятельность морских и озёрных волн. 1. Береговой обрыв (клиф). 2. Пляж. 1. Береговой обрыв (клиф). 2. Пляж. 6. Деятельность ветра. 1. Котловины выдувания. 2. Дюны, барханы. 3. Эоловые города. 1. Котловины выдувания. 2. Дюны, барханы. 3. Эоловые города. 7. Воздействие многолетней мерзлоты 1. Бугры пучения. 2. Термокарстовые западины. 1. Бугры пучения. 2. Термокарстовые западины. 8. Деятельность живых организмов. 1. Болотные кочки. 2. Сурчины. 3. Торфяные гряды. 1. Болотные кочки. 2. Сурчины. 3. Торфяные гряды. 4. Термитники. 5. Коралловые рифы. 4. Термитники. 5. Коралловые рифы. 9. Деятельность человека. 1. Карьеры. 2. Отвалы. 3. Терриконы. 4. Насыпи. 5. Выемки. 1. Карьеры. 2. Отвалы. 3. Терриконы. 4. Насыпи. 5. Выемки. 6. Котлованы. 7. Террасированные склоны 6. Котлованы. 7. Террасированные склоны
Климат 7 класс. Климат 7 класс. ШиротыПояса атмосферно го давления Вертикальн ые воздушные потоки Количество осадков Постоянные ветры Воздушные массы Постоянные климатическ ие пояса Переходные климатическ ие пояса Экваториаль ные низкое воздух поднимается многоСлабые ветры Экваториаль ная (тёплая и влажная) Экваториаль ный Субэкватори альный Тропическиевысокоевоздух опускается малоПассатыТропическая (тёплая и сухая) Тропичес кий Субтропичес кий Умеренныенизкое воздух поднимается многоЗападные ветры Умеренная (меняет свои свойства по сезонам года) Умеренный Субарктичес кий и субантаркти ческий Полярныевысокоевоздух опускается малоЮго- восточные и северо- восточные ветры Арктическая и антарктичес кая (холодные и сухие) Арктический и антарктичес кий
Климати- ческие пояса Африки Воздушнаямасса t летом t летом t зимой t зимойВетрылетом Ветры зимой Количест-во осадков в мм Режим выпадения осадков Экватори альный Экваториал ьная Ю-З Ю-ЗЮ-З 1000 – 3000 Равномерно в течение всего года СубэкватЛетом- Эквато- риальный Зимой- тропичес- кая Ю-З Ю-З С-В С-В Летом ТропичесТропичес-кая С С-В С-В Ю-В на Ю-В Летом Субтропи ческий Летом- тропичес- кая Зимой- умеренная С Ю-З Ю-З З С- З С- З 250 – Зимой
Страны мира. 11класс (технология критического мышления- концептуальные таблицы) Визитная карточкаГеографическоеположениеНаселениеПриродно-ресурсныйпотенциалОсобенности развитияхозяйства страныПромышленность, с/х, транспортНепроизводственнаясфераКрупные компанииДостопримечательностиПроблемы
«Системность – это такое качество знаний, которое характеризует наличие в сознании ученика содержательно- логических связей между отдельными компонентами знаний» Л.Я.Зорина