ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ АКТИВНОМУ ПРОДУКТИВНОМУ ЧТЕНИЮ
По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльнотси, а все солво цликеом.
По результатам исследований одного английского университета, не имеет значения, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя буквы были на месте. Остальные буквы могут следовать в полном беспорядке, все равно текст читается без проблем. Причиной этого является то, что мы не читаем каждую букву по отдельности, а всё слово целиком.
Читательская компетентность предполагает понимание (общее, полное, критическое) информации поиск конкретной информации самоконтроль восстановление широкого контекста интерпретацию комментирование текста
Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности). существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом
Технология продуктивного чтения Работа с текстом до чтения Работа с текстом во время чтения Работа с текстом после чтения
Работа с текстом до чтения Цель этапа развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста (урока) Приемы работы Выделение ключевых слов темы (запись на доске, нахождение выделенных слов в тексте параграфа) Составление вопросов к теме высказывание предположений по новой теме на основе уже имеющихся знаний, иллюстративного материала Исторический комментарий Организация проблемной ситуации и др.
II этап. Работа с текстом во время чтения Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение- слушание, или комбинированное чтение в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. Выразительное чтение.
Работа с текстом во время чтения Цель этапа понимание текста и создание его читательской интерпретации Приемы работы Чтение текста «с карандашом» Определение основных понятий (без чтения всего текста) Составление таблиц (выборочное чтение) Составление плана текста (для пересказа) Поиск пропущенных слов
III этап. Работа с текстом после чтения Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Работа с текстом после чтения Цель этапа достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли Приемы работы постановка концептуального вопроса (почему?) повторное обращение к ключевым словам, вопросам, иллюстрациям выполнение творческих заданий
Технологические приёмы используются в технике активно- продуктивного чтения Отсроченная отгадка Оценка текста Задай вопрос Составь задание Найди в череде букв 4 названия древнерусских городов. ВАУОВГВУРОСТОВПГРДЖУОКИЕВГОЛОКНОКУВПСКОВПР АГОНОВГОРОДПРУВГОЧЕРНИГОВАРТУПГ
Технологические приёмы используются в технике активно- продуктивного чтения Аналитик Пометки на полях зналУзналХочу узнать
Спасибо за внимание!