Организация г рупповой работы н а у роках г еографии Пилюшина Людмила Дмитриевна - учитель I квалификационной категории МОУ «СОШ 7» Г.Киров Калужской области
Групповые технологии предполагают: взаимное обогащение учащихся в группах; организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов; распределение начальных действий и операций коммуникацию, общение, обмен способами действия для получения совокупного продукта деятельности – решения проблемы; взаимопонимание – диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность; рефлексию
Основные преимущества групповой работы: в результате повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания; в процессе речи развиваются навыки мыслительной деятельности, памяти, идет актуализация предшествующего опыта и знаний; каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе; повышается ответственность за результаты коллективного труда; формируется адекватная самооценка своих возможностей и способностей; обсуждение информации с партнерами обеспечивает более прочное усвоение.
Организация группового взаимодействия. Обеспечение равного участия, вовлечение в дискуссию молчаливых членов группы, чтобы услышать мнение каждого. Поощрение: дружелюбная реакция на чужие высказывания, признание важности, сказанного другим. Выработка критериев для группового сотрудничества. Способность следить за ходом дискуссии: готовность согласиться с мнением большинства, быть внимательным слушателем. Выражение общегруппового отношения к проблеме: умение суммировать позицию группы, пояснить как группа относится к конкретным идеям и решениям. Способность выступить в качестве посредника: искать компромисс или принципиально новый подход к решению проблем.
Правила для учащихся, работающих в группах. Критикуй идеи, а не человека. Поощряй участие каждого в обсуждении. Выслушай мнение каждого, даже если ты не согласен с ним. Стремись понять точку зрения других в дискуссии. Перескажи мысль другого, если она тебе не ясна. Сначала объяви все вопросы, потом их разбирай. Ищи рациональное в высказываниях других.
Приемы оценки групповой работы. Все члены группы получают одинаковые оценки (отчет, творческое задание, схема, таблица, контурная карта и т.д.) за задание, выполненное группой; Все члены группы получают одинаковые оценки, однако тот, кто защищал проект группы, получает дополнительную оценку; Все участники группы пишут письменный ответ или выполняют контрольно задание и получают оценку, соответствующую их уровню знаний на данном этапе работы; Индивидуальная оценка каждого может быть повышена на балл, если коллективный проект оценен высоко; Оценка каждому ученику за индивидуально выполненное задание в группе и оценку, которую получила группа за коллективный ответ.
Практический опыт показывает: Применение ГСО способствует получению более глубоких знаний в сравнении с теми, которые они получают при сообщении учителем готовых знаний. Коллективная работа создает творческую атмосферу на уроке и благоприятные морально- психологические условия. Групповая работа увеличивает темп самостоятельной работы по овладению новыми знаниями, умениями и навыками учащимися. Организация групповой работы способствует развитию личности, интереса к познанию, развитию сотрудничества и ответственности за общее дело, интерес к предмету.