МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН СОПРОВОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Ачинск, 2009
Содержание Теория звука Теория звука Эксперимент Эксперимент Выводы Выводы
Теория звука Звук представляет собой движение молекул воздуха вызываемое колеблющимся физическим телом. Звук представляет собой движение молекул воздуха вызываемое колеблющимся физическим телом. Воздушная среда совершенно необходима для распределения звука в пространстве; её возвратно – поступательные движения во время колебаний сопровождаются последовательными волнами сжатия и разрежения воздуха, которые распространяются в вакууме, в котором, стало быть всегда царит абсолютная тишина. Если нет отражателя или резонатора, звук распространяется главным образом в направлении колебаний физического тела. Воздушная среда совершенно необходима для распределения звука в пространстве; её возвратно – поступательные движения во время колебаний сопровождаются последовательными волнами сжатия и разрежения воздуха, которые распространяются в вакууме, в котором, стало быть всегда царит абсолютная тишина. Если нет отражателя или резонатора, звук распространяется главным образом в направлении колебаний физического тела.
Амплитуда звуковой волны определяет интенсивность звука. Чем больше молекулы воздуха отклоняются от их среднего положения, тем больше амплитуда волны. Амплитуда звуковой волны определяет интенсивность звука. Чем больше молекулы воздуха отклоняются от их среднего положения, тем больше амплитуда волны. От частоты звуковой волны зависит высота слышимого звука, т.е. будет ли данный звук восприниматься как высокий (если число колебаний в секунду велико) или (в противном случае) как низкий. От частоты звуковой волны зависит высота слышимого звука, т.е. будет ли данный звук восприниматься как высокий (если число колебаний в секунду велико) или (в противном случае) как низкий. Эти две характеристики воспринимаемых звуков взаимосвязаны. Фактически звуки всегда кажутся более интенсивными, чем низкие, даже если их волны имеют одинаковую амплитуду. Эти две характеристики воспринимаемых звуков взаимосвязаны. Фактически звуки всегда кажутся более интенсивными, чем низкие, даже если их волны имеют одинаковую амплитуду.
Мозг воспринимает только часть тех событий в акустической среде, которые достигают периферических рецепторных приборов внутреннего уха. Возможности восприятия определяются разрешающей способностью рецепторов по времени и частоте, скоростью передачи по нервным путям, направленностью внимания. Мозг воспринимает только часть тех событий в акустической среде, которые достигают периферических рецепторных приборов внутреннего уха. Возможности восприятия определяются разрешающей способностью рецепторов по времени и частоте, скоростью передачи по нервным путям, направленностью внимания. Человеческое ухо способно воспринять колебания в диапазоне Гц, но акустические колебания могут иметь как более низкие, так и более высокие частоты, которые составляют области не слышимых человеком ультра- и инфразвуков. Человеческое ухо способно воспринять колебания в диапазоне Гц, но акустические колебания могут иметь как более низкие, так и более высокие частоты, которые составляют области не слышимых человеком ультра- и инфразвуков.
Эксперимент I этап – подготовительный. - выбор экспериментальной площадки - поиск литературы - подбор музыки - создание диагностических карт - набор группы для участия в эксперименте
II этап – эксперимент Для проведения эксперимента была выбрана площадка – МОУ Тарутинская СОШ. Для участия в эксперименте была набрана группа из 40 человек. На протяжении всей работы диагностика велась индивидуально с каждым участником. Для проведения эксперимента была выбрана площадка – МОУ Тарутинская СОШ. Для участия в эксперименте была набрана группа из 40 человек. На протяжении всей работы диагностика велась индивидуально с каждым участником.
Было выбрано 9 музыкальных площадок: перемена, столовая, занятия физической культурой, урок (география, биология), изучение теоретического материала (физика, химия), решение задач (математика, физика), библиотека, домашнее прослушивание, прослушивание перед сном. Было выбрано 9 музыкальных площадок: перемена, столовая, занятия физической культурой, урок (география, биология), изучение теоретического материала (физика, химия), решение задач (математика, физика), библиотека, домашнее прослушивание, прослушивание перед сном.
диагностика
0 - безразлично 1 - усталость 2 - бодрость 3 - сонливость 4 - спокойствие 5 - улучшение настроения 6 - улучшение аппетита 7 - ухудшение аппетита 8 - ухудшение настроения 9 - улучшение умственной деятельности 10 - возбужденное состояние 11 - быстрота действий 12 - уменьшение скорости реакции 13 - ухудшение умственной деятельности
Спектр восприятия музыки широк по диапазону – от простого любования живым звучанием до глубокого проникновения в музыкальные смыслы, обогащающего сознание личности слушателя, а также помогающего переводу этих впечатлений в социальное действие. Спектр восприятия музыки широк по диапазону – от простого любования живым звучанием до глубокого проникновения в музыкальные смыслы, обогащающего сознание личности слушателя, а также помогающего переводу этих впечатлений в социальное действие. Традиционное определение музыкального восприятия включает в себя способность переживать чувства и настроения, выражаемые композитором в музыкальном произведении, и получать от этого эстетическое удовольствие. Традиционное определение музыкального восприятия включает в себя способность переживать чувства и настроения, выражаемые композитором в музыкальном произведении, и получать от этого эстетическое удовольствие. После изучения и анализа литературы, проведения диагностик мы сделали выводы на основе полученных результатов: После изучения и анализа литературы, проведения диагностик мы сделали выводы на основе полученных результатов: Различные стили музыки оказывают влияние на психологическое и физическое состояние человека, что и отразилось в диагностике. Различные стили музыки оказывают влияние на психологическое и физическое состояние человека, что и отразилось в диагностике. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выполнили студенты 4 курса Ачинского филиала ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева : Лавринович Александр Протасов Тимофей