Детские годы. Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас-клепевской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник Больные думы (1912), который он пытался опубликовать в Рязани.
Формирование поэта. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, Слово о полку Игоревн, поэзию Лермонтова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, Слово о полку Игоревн, поэзию Лермонтова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Отражение сложной жизни. Из писем Есенина годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Здесь выражена его любовь ко всему живому, к жизни, к родине. Из писем Есенина годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Здесь выражена его любовь ко всему живому, к жизни, к родине.
Темы Родины и революции. С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы Родины и революции. Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нем начинают занимать библейские образы, христианские мотивы. С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы Родины и революции. Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нем начинают занимать библейские образы, христианские мотивы.
Встреча с Блоком. В 1915 году Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который оценил свежие, чистые, голосистые, хотя и многословные стихи талантливого крестьянского поэта-самородка, помог ему, познакомил с писателями и издателями. В 1915 году Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который оценил свежие, чистые, голосистые, хотя и многословные стихи талантливого крестьянского поэта-самородка, помог ему, познакомил с писателями и издателями.
Слава. Есенин становится знаменитым, его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны. Есенин становится знаменитым, его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны.
Есенинская Русь. В начале 1916года выходит первая книга Радуница, в которую входят стихи, написанные Есениным в годах. Творчество поэта годов сложно и противоречиво. Основой есенинского мировоззрения является изба со всеми ее атрибутами. Избы, окруженные плетнями и связанные друг с другом дорогой, образуют деревню. А деревня, ограниченная околицей, это и есть есенинская Русь, которая отрезана от большого мира лесами и болотами. В начале 1916года выходит первая книга Радуница, в которую входят стихи, написанные Есениным в годах. Творчество поэта годов сложно и противоречиво. Основой есенинского мировоззрения является изба со всеми ее атрибутами. Избы, окруженные плетнями и связанные друг с другом дорогой, образуют деревню. А деревня, ограниченная околицей, это и есть есенинская Русь, которая отрезана от большого мира лесами и болотами.
Преображение России. В дореволюционном поэтическом мире Есенина Русь многолика: задумчивая и нежная, смиренная и буйственная, нищая и веселая, справляющая праздники победные. В стихотворении Не в моего ты бога верила (1916) поэт зовет Русь царевною сонную, к веселой вере, которой теперь привержен он сам. В стихотворении Тучи с ожереби… (1916) поэт как будто предсказывает революцию преображение России через муки и крест и гражданскую войну. В дореволюционном поэтическом мире Есенина Русь многолика: задумчивая и нежная, смиренная и буйственная, нищая и веселая, справляющая праздники победные. В стихотворении Не в моего ты бога верила (1916) поэт зовет Русь царевною сонную, к веселой вере, которой теперь привержен он сам. В стихотворении Тучи с ожереби… (1916) поэт как будто предсказывает революцию преображение России через муки и крест и гражданскую войну.
Метаморфоз. Но поэт верил, что настанет такое время, когда все люди станут братьями. Отсюда стремление о всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле. Поэтому один из законов мира Есенина это всеобщий метаморфоз (что позже привело поэта к имажинистам). Люди, животные, растения, стихи и предметы все это, по Есенину, дети одной матери- природы. Он очеловечивает природу. Но поэт верил, что настанет такое время, когда все люди станут братьями. Отсюда стремление о всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле. Поэтому один из законов мира Есенина это всеобщий метаморфоз (что позже привело поэта к имажинистам). Люди, животные, растения, стихи и предметы все это, по Есенину, дети одной матери- природы. Он очеловечивает природу.
Первый сборник. Первый сборник пленяет не только свежестью и лиризмом, живым ощущением природы, но и образной яркостью. Книга пропитана фольклорной поэтикой (песня, духовный стих), ее язык обнаруживает немало областей, местных слов и выражений, что тоже составляет одну из особенностей поэтического стиля Есенина. Первый сборник пленяет не только свежестью и лиризмом, живым ощущением природы, но и образной яркостью. Книга пропитана фольклорной поэтикой (песня, духовный стих), ее язык обнаруживает немало областей, местных слов и выражений, что тоже составляет одну из особенностей поэтического стиля Есенина.
Голубень. Во второй половине 1916 года поэт готовит новый стихотворный сборник Голубень. В новых стихах уже немало подлинных лирических шедевров, таковы его стихи о светлой, нежной любви, окрашенные в чувственные тона, Не бродить, не мять в кустах багряных (1916), Запели тесаные дроги (1016).
Каторжная Русь. Но уже отчетливей проступают приметы другой каторжной Руси, по которой бредут люди в кандалах. Меняется герой есенинской лирики он то нежный отрок, смиренный инок, то грешник, бродяга и вор, разбойник с кистенем и т.д. Эта же двойственность определяет и образ нежно хулигана в стихах Есенина периода Москвы кабацкой (1924). Но уже отчетливей проступают приметы другой каторжной Руси, по которой бредут люди в кандалах. Меняется герой есенинской лирики он то нежный отрок, смиренный инок, то грешник, бродяга и вор, разбойник с кистенем и т.д. Эта же двойственность определяет и образ нежно хулигана в стихах Есенина периода Москвы кабацкой (1924).
1917 год. События 1917 года вызвали резкий перелом в творчестве поэта, ему казалось, что наступает эпоха великого духовного обновления, преображения жизни, переоценки всех ценностей. В это время он создает цикл из 10 небольших поэм; в них он воспевает буйственную Русь и славит красное лето. События 1917 года вызвали резкий перелом в творчестве поэта, ему казалось, что наступает эпоха великого духовного обновления, преображения жизни, переоценки всех ценностей. В это время он создает цикл из 10 небольших поэм; в них он воспевает буйственную Русь и славит красное лето.
Переезд. Весной 1918 года Есенин переехал из Петрограда в Москву. Там наконец-то выходит сборник Голубень, вобравший в себя стихи 1916 –1917 годов. Затем поэт выпускает сборники стихотворений Преображение (1918), Сельский часослов (1918). В 1919 году Ключи Марии, в которой Есенин сформулировал свой взгляд на искусство, его суть и цель. Эта работа была принята как манифест имажинистов, объединение которых произошло в годах. Весной 1918 года Есенин переехал из Петрограда в Москву. Там наконец-то выходит сборник Голубень, вобравший в себя стихи 1916 –1917 годов. Затем поэт выпускает сборники стихотворений Преображение (1918), Сельский часослов (1918). В 1919 году Ключи Марии, в которой Есенин сформулировал свой взгляд на искусство, его суть и цель. Эта работа была принята как манифест имажинистов, объединение которых произошло в годах.
Лучший поэт. Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920-е годы. Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920-е годы.
Философская лирика. Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт-философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт-философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной.
Зеленая прическа. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение Зеленая прическа (1918). Оно развивается в двух планах: береза девушка. Читатель так и не узнает о ком это стихотворение о березе или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву красавице русского леса, а она человеку. Берёзка в русской поэзии символ красоты, стойкости, юности; она светла и целомудренна. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение Зеленая прическа (1918). Оно развивается в двух планах: береза девушка. Читатель так и не узнает о ком это стихотворение о березе или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву красавице русского леса, а она человеку. Берёзка в русской поэзии символ красоты, стойкости, юности; она светла и целомудренна.
Поэзия природы. Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как Серебристая дорога..., "Песни, песни, о чем вы кричите? ", "Я покину. родимый дом... ", "Закружилась листва золотая... " и т.д. Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как Серебристая дорога..., "Песни, песни, о чем вы кричите? ", "Я покину. родимый дом... ", "Закружилась листва золотая... " и т.д.
Система ценностей. Поэзия Есенина последних, самых трагических лет ( ) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаше всего в лирике ощущается глубоко осмысление себя и Вселенной Поэзия Есенина последних, самых трагических лет ( ) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаше всего в лирике ощущается глубоко осмысление себя и Вселенной Система ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину родины любимой" во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта. Система ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину родины любимой" во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Русь уходящая. Русь уходящая. Поэт понимал, что близкая его сердцу деревня это Русь уходящая. 06 этом свидетельствует его поэма Сорокоуст (1920), сборники стихотворений Трерядница (1920), Исповедь хулигана (1921), "Стихи скандалиста" (1923), Москва кабацкая (1924), Русь Советская (1925) Страна Советская" (1925), "Персидские мотивы" (1925). Поэт понимал, что близкая его сердцу деревня это Русь уходящая. 06 этом свидетельствует его поэма Сорокоуст (1920), сборники стихотворений Трерядница (1920), Исповедь хулигана (1921), "Стихи скандалиста" (1923), Москва кабацкая (1924), Русь Советская (1925) Страна Советская" (1925), "Персидские мотивы" (1925).
"Анна Снегина" Поэма "Анна Снегина" (1925) стала во многом итоговым произведением, в котором личная судьба поэта осмыслена с судьбой народной. Поэма "Анна Снегина" (1925) стала во многом итоговым произведением, в котором личная судьба поэта осмыслена с судьбой народной.
Поэтическое наследство. Уйдя из жизни в 30 лет, С. А. Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. И пока живет земля, Есенину поэту суждено жить с нами и воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким Русы. Уйдя из жизни в 30 лет, С. А. Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. И пока живет земля, Есенину поэту суждено жить с нами и воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким Русы.
Я последний поэт деревни, Скромен в песнях дощатый мост. За прощальной стою обедней Кадящих листвой берез. Догорит золотистым пламенем Из телесного воска свеча, И луны часы деревянные Прохрипят мой двенадцатый час. На тропу голубого поля Скоро выйдет железный гость. Злак овсяный, зарею пролитый, Соберет его черная горсть. Не живые, чужие ладони, Этим песням при вас не жить! Только будут колосья-кони О хозяине старом тужить. Будет ветер сосать их ржанье, Панихидный справляя пляс. Скоро, скоро часы деревянные Прохрипят мой двенадцатый час! (1920)