«Нет на свете ни одного утёса или башни такой высоты, на которую кто-нибудь не мог бы взобраться, если только у него есть ноги. Следует лишь устроить надлежащим образом лестницу или образовать удобные, высеченные в скале в надлежащем направлении и расстояние, и ступени» Ян Амос Коменский.
Программа эксперимента «Апробация пропедевтического курса химии в 6 классе «Старт в химию» (О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов, А.К.Ахлебинин) на базе МБОУ СОШ с. Крутое Добровского муниципального района
Пропеде́втика (от др.-греч. προπαιδεύω предварительно обучаю) введение в какую-либо науку или искусство, сокращенное систематическое изложение науки или искусства в элементарной форме, приготовительный (предварительный, вводный) курс, предшествующий более глубокому изучению предмета.
Более образно пропедевтику можно сравнить с подготовкой почвы перед посевом. Несомненно, урожай можно вырастить на любой почве, но его качество во многом будет зависеть от подготовительной работы.
Цель эксперимента: разработка методической системы организации пропедевтической подготовки учащихся 6 классов по химии и ее теоретическое обоснование.
Основное предназначение разрабатываемой методической системы заключается в адаптации учащихся 6 классов к процессу познания нового предмета химии через использование доступных для них форм и методов организации учебного процесса, поэтому мы назвали предлагаемую методику адаптационно-пропедевтической.
«Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» Французский писатель Анатоль Франс
Гипотеза эксперимента: применение адаптационно-пропедевтической методики позволит эффективно решать основные задачи, поставленные на пропедевтическом этапе обучения - создание мотивации для изучения химии, создание условий для творческой деятельности, развитие логического мышления учащихся, формирование знаний и умений, необходимых для изучения основного курса химии.
Задачи эксперимента: 1. Изучить и проанализировать состояние пропедевтической подготовки по химии в современной школе. 2. Разработать концептуальные положения адаптационно-пропедевтической методики с учетом возрастных особенностей детей среднего подросткового возраста и основных задач пропедевтического этапа.
3. Осуществить выбор содержания пропедевтического курса, адекватного для применения адаптационно- пропедевтической методики. 4. Провести экспериментальную проверку и оценить эффективность применения адаптационно-пропедевтической методики для решения основных задач пропедевтического этапа.
Для решения поставленных задач в процессе эксперимента будут использованы следующие методы: Теоретический: анализ философской, социально- психологической, педагогической, методической литературы по теме эксперимента; педагогическое моделирование.
Экспериментальный: наблюдение; изучение и обобщение педагогического опыта; собеседование; анкетирование; тестирование; опрос; педагогический эксперимент. Методы математической обработки: качественная и количественная обработка полученных экспериментальных данных.
Для проведения этого курса есть учебники, авторы О. С.Габриелян- « Вводный курс» Г.М.Чернобельская «Введение в химию», есть методическое пособие авторы И.В.Тригубчак, Г.А.Шипарева «Введение в химию. Методические рекомендации к учебнику седьмого класса», издательство Владос, М.
Данный курс включает такие разделы: 1. Химия в центре естествознания. 2. Математика в химии. 3. Явления, происходящие с веществами. 4. Рассказы по химии.
Сроки проведения эксперимента. Эксперимент рассчитан на 3 года ( гг): учебный год учебный год учебный год
Диагностика и анкетирование: Май 2013гИтоговое тестирование8класс Сентябрь 2013гИзучение тревожности, мотивации, отношение к предмету 6 класс Май 2014гИтоговое тестирование6 класс Май 2015гИтоговое тестирование7 класс Май 2016гИтоговое тестирование8 класс Май 2016гСравнение результатов Подведение итогов
Этим мы хотим достичь следующих результатов: создание мотивации для изучения химии, создание условий для творческой деятельности, развитие логического мышления учащихся, формирование знаний и умений, необходимых для изучения основного курса химии.