Конструирование программы формирования универсальных учебных действий и подготовка условий к ее реализации МОУ лицей 22 город Иваново
Ключевые изменения в ФГОС2: 1) «Ориентация на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД … составляет цель и основной результат образования» 2) Объектами итогового контроля и аттестации являются: личностные результаты (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, личностных качеств, системы ценностей); метапредметные результаты (освоение учащимися УУД и умения учиться); предметные результаты (усвоение ЗУН по предметам) ВИДЫ УУД ЛИЧНОСТНЫЕ обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся РЕГУЛЯТИВНЫЕ обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем. КОММУНИКАТИВНЫЕ обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
ФГОС НОО ООП МОУ лицей 22 п. 6 Программа УУД Программа формирования УУД МОУ лицей 22 Примерная ООП НОО Разработчики программы: авторский коллектив УМК «Перспектива», учителя начальных классов МОУ лицей 22
Системно- деятельност ный подход Проектная и исследовательская деятельность средства Готовность учителя Сотрудничество трёх «У» Опытно- экспериментальная деятельность Информационная среда Финансовое стимулирование ресурсы Родительское сообщество Педагогический коллектив (учителя нач. классов, учителя- предметники, администрация) Ученые ИвГУ Преподаватели и студенты ИГПК Модель реализации программы входвыходпроцесс Программа формирования универсальных учебных действий у младших школьников МОУ лицей 22 Портрет выпускника начальной школы Личностно- деятельност ный подход ИКТ КТД урочная внешкольная внеурочная любознательный, любит свой край, Родину уважает и принимает ценности семьи умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию выполняет правила здорового и безопасного образа жизни владеет основами умения учиться, способен сам организовать свою деятельность КоммуникативныеПознавательные Регулятивные Личностные Взаимообучение; служба взаимопомощи Методологические ТехнологическиеСредства социализации УМК «Перспектива» Интегрирован ное портфолио Научное общество учащихся Система типовых задач по развитию УУД Безотметочное обучение Социальные партнеры
Каковы возможности УМК «Перспектива» для реализации программы формирования УУД? УМК «Перспектива» Концепция Технологический арсенал (учебники и учебные пособия; пояснительная записка к УМК на предмет развития УУД; методические пособия; технологические карты; примеры типовых задач по развитию УУД; надпредметный курс «Мир деятельности») Программы учебных предметов и внеурочной деятельности ? Электронные учебные пособия Система типовых задач по развитию УУД на материале УМК
Содержание образования в начальной школе: природа и культура среда нашей жизни Моя семья – мой мир Моя страна – моё Отечество Моя планета – Земля Формируем целостную картину мира
Учимся играя Формируем познавательную мотивацию Учимся думать и рассуждать Развиваем логическое мышление Учимся действовать самостоятельно Формируем алгоритм учебного действия Работаем с разными источниками информации Формируем информационную культуру Работаем в паре, в группе, в команде, в коллективе Учим детей коммуникативной культуре Учимся общаться друг с другом и со взрослыми Учим детей правилам вежливости Учимся взаимодействовать с миром Учим детей бережно относиться к миру вокруг нас Учимся взаимодействовать с миром Учим детей разрешать ситуации Нас много и все мы разные Учим детей толерантности и патриотизму Моя семья – мой мир От замысла до поделки Учим проектной деятельности
Учимся учиться Единая система навигации для учителей, учеников и родителей – работай самостоятельно – сравни – читай со взрослыми – работа в паре – читай в паре – проверь себя – текст читает взрослый
Характеристика результатов формирования УУД на разных этапах обучения по УМК «Перспектива» в начальной школе КлассЛичностные УУДРегулятивные УУДПознавательные УУДКоммуникативные УУД 1 класс 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 2. Уважать и любить семью. 3. Освоить роли ученика; формировать интерес (мотивацию) к учению. 4. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д. 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. 2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различия. 4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. 5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 3. Слушать и понимать речь других. 4. Продуктивно работать в паре
Смысловые акценты УУД Русский язык Литературное чтение МатематикаОкружающий мир личностныежизненное самоопределение нравственно- этическая ориентация смыслообразова ние нравственно- этическая ориентация регулятивныецелеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (Математика, Русский язык, Окружающий мир, Технология, Физическая культура и др.) познаватель- ные общеучебные моделирование (перевод устной речи в письменную) смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач широкий спектр источников информации познаватель- ные логические формулирование личных, языковых, нравственных проблем; самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия коммуникатив- ные использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа, презентация творческих продуктов Направленность учебных предметов на развитие УУД
Психологическая терминология Педагогическая терминология Язык ребенка Педагогический ориентир (результат педагогического воздействия, принятый и реализуемый школьником) знаю/могу, хочу, делаю Личностные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия Воспитание личности (духовно-нравственное развитие и формирование познавательного интереса) Самоорганизация «Я сам» «Я могу» Что такое хорошо и что такое плохо «Хочу учиться» «Учусь успеху» «Живу в России» «Я и моя семья» «Расту хорошим человеком» «В здоровом теле здоровый дух!» «Понимаю и действую» «Контролирую ситуацию» «Учусь оценивать» «Думаю, пишу, говорю, показываю, делаю, проверяю, правлю»
Психологическая терминология Педагогическая терминология Язык ребенка Педагогический ориентир (результат педагогического воздействия, принятый и реализуемый школьником) знаю/могу, хочу, делаю Познавательные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия Исследовательская культура. Информационная культура Культура общения. Культура сотрудничества «Я учусь» «Мы вместе» «Ищу и нахожу» «Изображаю и фиксирую» «Читаю, говорю, понимаю» «Мыслю логически» «Устанавливаю связи» «Решаю проблему!» «Всегда на связи» «Я и мы» «Я и мир»
УУДРезультаты развития УУД Значение для обучения Личностные действия -смыслообразование -самоопределение Регулятивные действия Адекватная школьная мотивация. Мотивация достижения. Развитие основ гражданской идентичности. Рефлексивная адекватная самооценка. Обучение в зоне ближайшего развития ребенка. Адекватная оценка учащимся границ «знания и незнания». Достаточно высокая самоэффективность в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением. Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные действия Функционально-структурная сформированность учебной деятельности. Произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения. Высокая успешность в усвоении учебного содержания. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию. Коммуникативные (речевые), регулятивные действия Внутренний план действия.Способность действовать «в уме». Отрыв слова от предмета, достижение нового уровня обобщения. Коммуникативные, регулятивные действия Рефлексия – осознание учащимся содержания, последовательности и оснований действий. Осознанность и критичность учебных действий. Значение универсальных учебных действий для успешности обучения
Внеурочные занятия: Внеурочные занятия: знаю – могу – хочу – умею – делаю сам Школа здоровья –Детский фитнесШкола здоровья –Детский фитнес Психологический курс «Там, на неведомых дорожках»Психологический курс «Там, на неведомых дорожках» Чудеса в ладошкахЧудеса в ладошках Мы и проектМы и проект ЭкскурсииЭкскурсии Социальные практикиСоциальные практики
Универсальное интегрированное портфолио как средство развития УУД младших школьников знаю – могу – хочу – умею – делаю сам
Условия, обеспечивающие развитие УУД в образовательном процессе Учитель знаетУчитель умеет - важность формирования УУД школьников; - сущность и виды универсальных умений; - педагогические приемы и способы их формирования - отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УУД; - использовать диагностический инструментарий успешности формирования УУД; - привлекать родителей к совместному решению проблемы формирования УУД
Проект «Совместный анализ урока»: Способствовал ли данный урок формированию УУД? Какие УУД получили развитие на данном уроке? Какие приемы и средства использовал для этого учитель?