Психологическое здоровье ребенка. Общение – есть процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга. Генезис общения ребенка со взрослыми и сверстником.
Психологи об общении А.Н. Леонтьев: « личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся через общение с миром» М.И. Лисина: «характер общения ребенка изменяется от непосредственного контакта до речевого общения, проходит ряд стадий новообразований»
М.И. Лисина ребенок до года Младенчество – первый год жизни: -Форма общения непосредственно- эмоциональная- от месяцев- «комплекс оживления» - Ситуативно-деловая –от 6 до 1года- период активного интереса Основное новообразование – понимание « пра –мы» и « Я»
Раннее детство от 1года до 3 лет по Л.И.Божович Ситуативно-деловая форма сотрудничества заканчивается противоречием «хочу» и «надо», « я сам» - появление « Система Я» Кризис трех лет – цель общения - соучастие. Взрослый находится рядом и разумно корректирует ребенка.
Дошкольное детство от трех до пяти лет по М.И.Лисиной Внеситуативно –познавательная форма - феномен «невидимое зеркало» -переход от соучастия к сотрудничеству -важность активного присутствия взрослого – иначе: пассивность, замкнутость, агрессивность. Нужен только пример, образы - беседы и увещевания не действенны!
Дошкольное детство от пяти до семи лет по М.И. Лисиной Внеситуативно-личностная форма общения: родители образец поведения «появление внутренней позиции» необходимость беседы нравственного характера, тесные контакты с окружающим миром, особенно с животными Появление желания быть учеником
Важность шести-семи лет по А.В. Запорожцу.Д.Б. Эльконину Внеситуативно-деловая форма: - жажда общения в играх с правилами - осознанность своих обязанностей - последствия своих поступков - произвольное поведение -переход к учебной деятельности -взрослый должен стать менеджером « невидимкой»
Психологическая готовность к обучению в школе. Готовность психических процессов: начало логического мышления, произвольное поведение,внимание память, начальные формы контекстной речи, её форм и функций Эмоционально-мотивационная готовность – наличие познавательных мотивов,отсутствие импульсивности СФОРМИРОВАННОСТЬ ОБЩЕНИЯ
Итак, общение для малыша дошкольника Правильное воспитанное общение: -У-Успех в школе -З-Здоровый ребенок -В-Востребованный в социуме человек -С-Счастливый в семейной жизни индивид -С-Состоявшаяся, успешная личность