Методы 1. Метод символьного «видения»(когнитивный – особенность в том, что применение метода приводит к созданию образовательной продукции, первичная цель использования – познание объекта) заключается в отыскании или построении обучающимся связи между объектом и его символом; в объяснении и толковании созданных символов. После выяснения характера отношений символа и его объекта учитель предлагает ученикам наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме. 2. Метод придумывания (креативный метод обеспечивает ученикам возможность создания ученикам личных образовательных продуктов, при этом познание происходит «по ходу творческой деятельности») рассматривается как способ создания неизвестного ранее ученикам продукта, в результате их определенных умственных действий. Реализуется при помощи замещения качества одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; отыскания свойств объекта в иной среде; изменения элемента, изучаемого объекта и описание свойств нового измененного объекта. 3. Мозгового штурма (креативный)- предполагает сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников от инерции мышления и стереотипов. Подготовительный этап: формулировка проблемы и обоснование задачи для поиска ее решения;определение правил коллективной работы;разминка (быстрый поиск ответов на задачи тренировочного характера). Штурм поставленной проблемы. Заключительный этап. Оценка и отбор наилучших идей группой экспертов; сообщение о результатах; обсуждение итогов работы групп, оценка наилучших идей, их публичная защита 4. Метод взаимообучения (оргдеятельностный – делятся на методы учеников, учителей и управленцев образования – метод организации учения), учащиеся в парах, группах или коллективных занятиях с целым классом выполняют функции учителя, применяя доступный им набор педагогических методов. ДАННЫЕ МЕТОДЫ ОТНОСЯТСЯ К ПРОДУКТИВНЫМ МЕТОДАМ ОБУЧЕ ния
ТИПЫ УРОКОВ 1. Урок целеполагание. 2. Урок-исследование: главное на уроке поиск истины и собственные открытия в научно- исследовательском тексте (урок по аналогии с известными формами и методами деятельности). 3. Урок моделирования.
ТЕМА: «Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере» КЛАСС: 10 кл. Тип урока: урок моделирования Метод обучения: метод мозгового штурма Цель урока: образовательные – формирование умений разрабатывать и исследовать модели на компьютере. развивающие – развитие навыков планирования, организации учебной деятельности, развитие внимания, памяти, развитие мышления: умения анализировать, выделять главное; определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы. воспитательные – прививать навыки коллективного труда, уважать мнение одноклассников. Этап урока: этап проверки знаний. Дидактическая задача этапа: проверить знания учащихся по данной теме и умения применять эти знания в новой ситуации.
Ядро содержания обучения 1. Моделирование 2. Модель 3. Информационная модель 4. Этапы разработки и исследования модели (описательная информационная модель, формализованная, компьютерная модель, компьютерный эксперимент, анализ результатов)
Предварительная подготовка учащихся. Знание теоретического материала и основных приемов работы в ТП Excel, Turbo Pascal. Формирование группы экспертов (три ученика), которые заранее готовят вопросы тренировочного характера.
Средства обучения Информационные: Боженкова Л.И., Рагулина Смолина Л.В. Педагогическая практика в системе подготовки учителя информатики и математики. Методические рекомендации. Угринович Н.Д.Информатика и информационные технологии кл. естественно математического профиля. математического профиля. Технические и программные: Microsoft Excel, Turbo Pascal
Содержательно-деятельностный компонент. В начале урока экспертная группа задает вопросы тренировочного характера (см. след. слайд). После этого происходит «штурм» поставленной проблемы: как можно разработать и исследовать модель на компьютере такого объекта как ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК. Учащиеся, которые были поделены на две команды, под руководством экспертной группы поэтапно разрабатывают и исследуют модель на компьютере, предлагая для каждого этапа (проблемы) как можно больше идей. В начале урока экспертная группа задает вопросы тренировочного характера (см. след. слайд). После этого происходит «штурм» поставленной проблемы: как можно разработать и исследовать модель на компьютере такого объекта как ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК. Учащиеся, которые были поделены на две команды, под руководством экспертной группы поэтапно разрабатывают и исследуют модель на компьютере, предлагая для каждого этапа (проблемы) как можно больше идей.
Вопросы тренировочного характера 1. Что такое модель? 2. Что такое моделирование? 3. Какие этапы моделирования вы знаете? 4. Что такое описательная информационная модель? 5. Что такое формализованная модель? 6. Что такое компьютерная модель? 7. Что значит провести компьютерный эксперимент?
проблемы: проблемы: 1.как можно разработать и исследовать модель на компьютере такого объекта как ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК? 2. Какие существенные признаки можно выделить у исследуемого объекта? 3. Как можно формализовать полученную описательную информационную модель? 4. Каким образом преобразовать формализованную модель в компьютерную? 5. Как можно исследовать компьютерную модель? 6. Какой вывод можно сделать из анализа полученных результатов?
Этапы разработки и исследования модели: 1 этап. описательная информационная модель: земельный участок описательная информационная модель: земельный участок Исследуемые параметры: длина, ширина, площадь 2 этап. Формализованная модель: S = a*b 3 этап. Компьютерная модель: a) построение алгоритма решения задачи и его кодирование на языке программирования ТР b) построение компьютерной модели с использованием электронных таблиц MS Exсel 4 этап. Компьютерный эксперимент: a) Запуск программы в ТР и получение результатов 5 этап. Соответствие построенной модели изучаемому объекту.