1 АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ Что было? Что будет? Чем сердце успокоится? ноябрь 2008 г. г. Москва
2 Что было… Аттестация на II, I и высшую квалификационные категории для чего 1. для определения соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий 2. для повышения разряда ЕТС, а, значит и оплаты труда (незначительного);
3 ??? Вопрос А учитывались ли качество и результат труда при аттестации?
4 Где ищем ответ? 1. в тарифно-квалификационных характеристиках ( приказ от 17 августа 1995 года N 46) 12 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогический работы свыше 20 лет или высшее дефектологическое образование и стаж работы по профилю свыше 10 лет (для учителя специального (коррекционного) образовательного учреждения), либо II квалификационная категория; 13 разряд - I квалификационная категория 14 разряд - высшая квалификационная категория.
5 Где ищем ответ? 2. в Положении о порядке аттестации… (приказ от N 1908) разработать до критерии определения соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников соответствующих типов и видов образовательных учреждений требованиям к их квалификации при присвоении квалификационных категорий (увы… так и не были разработаны)
6 Ответ… 1. формально качество и результат не учитывались 2. фактически скорее всего учитывались на региональном и муниципальном уровнях Это первая причина, по которой необходим новый порядок аттестации
7 Что имеем… Вводится НСОТ это значит: 1. качество и результат труда уже учитываются в оплате через стимулирующие надбавки; 2. нет необходимости повышать разряд для увеличения оплаты труда Это значит, что аттестация (по крайней мере в том виде, в котором она есть) не нужна
8 ??? Вопрос Если не аттестация, то какой механизм позволит определить, соответствует ли квалификация учителя в данный момент времени занимаемой им должности? (сразу после института это диплом, а через 5 лет, через 10 лет, через 15 лет? А если лет пять не работал в школе и решил вернуться? А если все время работал в 5-6 классах, а теперь есть необходимость работать в старших классах? А если…)
9 Вместе с тем… 1.ЕТС ещё действует в большинстве регионов Это значит, что аттестацию пока упразднить нельзя, поскольку это единственная возможность для учителя повысить уровень оплаты труда, кроме огромного стажа
10 Вместе с тем… 2. Квалификационная категория для учителя не только возможность увеличить зарплату, но и определенный статус 3. Процесс присвоения категории стимулировал учителей к профессиональному росту 4. В рамках НСОТ качество учитывается дважды (при стимулирующих выплатах и при аттестации) Это значит, что аттестация должна быть, но для других целей и в ином виде
11 Что предлагается - 1 В качестве задач аттестации: подтверждение соответствия работников занимаемой ими должности; повышение уровня профессионального мастерства и распространение инновационного опыта; стимулирование их внутриорганизационного личностного карьерного (статусного) профессионального роста.
12 Что предлагается - 2 В качестве принципов аттестации: обязательность аттестации на соответствие занимаемой должности (1 раз в 5 лет) добровольность аттестации на 1 и высшую категории открытость и прозрачность аттестационных процедур
13 Что предлагается - 3 В качестве общих критериев: для первой категории владение и эффективное применение в практической профессиональной деятельности инновационных образовательных методик и технологий + стабильно высокие на уровне муниципалитета и региона результаты обучения и воспитания для высшей категории владение и эффективное применение в практической профессиональной деятельности инновационных образовательных методик и технологий и активное их распространение в профессиональном сообществе + стабильно высокие на уровне региона и страны результаты обучения и воспитания
14 Что предлагается - 4 В качестве бонуса: статусные звания (учитель-наставник, учитель-исследователь, учитель- методист, старший учитель, куратор, учитель-консультант, учитель- воспитатель и т.п.) Присваиваются на основании анализа произведённых стимулирующих выплат за три предшествующих года
15 Что предлагается - 5 В качестве механизмов: квалификационный экзамен для определения соответствия занимаемой должности иные формы для присвоения 1 и высшей квалификационной категории (устанавливаются субъектом РФ)
16 Что предлагается - 6 В качестве процедуры: процедура, отработанная в рамках конкурсного отбора лучших учителей в рамках ПНПО