Диагностическое обеспечение воспитательного процесса.
Что следует изучать классному руководителю в процессе воспитательной деятельности? Что следует изучать классному руководителю в процессе воспитательной деятельности? Какие критерии могут выступать мерилом результативности процесса воспитания? Какие критерии могут выступать мерилом результативности процесса воспитания? Как необходимо изучать и анализировать состояние и эффективность воспитательного процесса? Как необходимо изучать и анализировать состояние и эффективность воспитательного процесса?
Понятие «диагностика» Это деятельность, направленная на выявление результатов развития личности ребёнка, формирование детского коллектива и на определение причин, повлиявших на эти процессы.
Для чего изучать? Получение достоверной и постоянно пополняющейся информации о процессах формирования классного коллектива и развития его членов; Получение достоверной и постоянно пополняющейся информации о процессах формирования классного коллектива и развития его членов; Правильность выбора целевых ориентиров, направлений и способов организации воспитательного процесса. Правильность выбора целевых ориентиров, направлений и способов организации воспитательного процесса.
Что наиболее важно исследовать? Формирование коллектива: Состояние межличностных отношений. Состояние межличностных отношений. Развитость деловых отношений. Развитость деловых отношений. Сформированности совместной деятельности. Сформированности совместной деятельности. Активность учащихся. Активность учащихся. Развитость ученического самоуправления. Развитость ученического самоуправления. Стиль и культура общения. Стиль и культура общения. Развитость внешних связей с другими коллективами. Развитость внешних связей с другими коллективами.
Что наиболее важно исследовать? Процесс и условия развития учащихся. Различные подходы и модели изучения развития детей: Диагностическая схема «Общий уровень развития личности школьника». Диагностическая схема «Общий уровень развития личности школьника». Анализ развитости интеллектуального, нравственного, физического потенциалов. Анализ развитости интеллектуального, нравственного, физического потенциалов.
Изучение эффективности воспитательного процесса. Эффективность – это соотнесённость полученных результатов с целями и прошлыми достижениями.
Принципы построения деятельности по изучению эффективности процесса воспитания. При отборе критериев, показателей, методик изучения необходимо использовать системный подход. При отборе критериев, показателей, методик изучения необходимо использовать системный подход. Диагностика результатов развития учащихся – главное содержание деятельности по определению эффективности воспитательного процесса. Диагностика результатов развития учащихся – главное содержание деятельности по определению эффективности воспитательного процесса. Диагностика изменения ситуации развития ребёнка в течение нескольких лет. Диагностика изменения ситуации развития ребёнка в течение нескольких лет.
Определение эффективности педагогических средств, форм и способов организации воспитательного процесса. Определение эффективности педагогических средств, форм и способов организации воспитательного процесса. Диагностический инструментарий не должен быть громоздким. Диагностический инструментарий не должен быть громоздким. Процесс изучение не должен приносить вреда. Процесс изучение не должен приносить вреда.
Алгоритм изучения результативности процесса воспитания. Определение цели и задач изучения; Определение цели и задач изучения; Подбор критериев и показателей для определения результативности; Подбор критериев и показателей для определения результативности; Выбор методик изучения; Выбор методик изучения; Подготовка диагностического инструментария; Подготовка диагностического инструментария; Исследование испытуемых; Исследование испытуемых; Обработка и интерпретация результатов исследования; Обработка и интерпретация результатов исследования; Анализ, оценка и обсуждение результатов. Анализ, оценка и обсуждение результатов.
Послесловие. Каждый педагог нуждается в разработке диагностического инструментария, ведь при отсутствии достоверной информации ставиться под сомнение целесообразность всей педагогической деятельности.
Решение. Продумать диагностический инструментарий исходя из поставленной цели и задач. Продумать диагностический инструментарий исходя из поставленной цели и задач. Провести исследования. Провести исследования. Результаты отразить в анализе воспитательной работы. Результаты отразить в анализе воспитательной работы. Начать работу над анализом эффективности воспитательного процесса в классе. Начать работу над анализом эффективности воспитательного процесса в классе. Закончить работу над анализом до 15 апреля 2009 года. Закончить работу над анализом до 15 апреля 2009 года.