РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Целью обучения и воспитания является формирование личности, способной активно действовать, принимать самостоятельные решения, свободно мыслить.
Основная идея реализуется через следующие принципы обучения: деятельностный подход при обучении физике. принцип последовательности. принцип наглядности.
В процессе работы использую такие методические приемы создания проблемных ситуаций: определить противоречие и им самим найти способ его решения; рассмотреть различные точки зрения на один и тот же вопрос; делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации,сопоставлять факты; ставить конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения); проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские) проблемные задачи, например: с недостаточными или избыточными исходными данными
Проблемная ситуация имеет следующую структуру: ввод в проблемную ситуацию: постановка проблемы, коллективное обсуждение целей, способов их достижения. работа по творческим микрогруппам, которая выполняет функцию разрешения противоречий,
Для проблемного обучения можно использовать изучение физических явлений изучение физических законов изучение физических теорий
Проблемные ситуации ситуация неожиданности ситуация предположения ситуация несоответствия ситуация неопределенности исследовательские задания
Основные этапы проблемного урока постановка проблемы выдвижение гипотез разработка способов проверки гипотезы вывод
Учащиеся испытывают трудности самостоятельно сформулировать проблему найти пути ее решения аргументировать свои гипотезы