Государственное бюджетное образовательное учреждение Средняя образовательная школа 184 Кризис подросткового возраста Автор: педагог-психолог Е.А. Смирнова информация для педагогов и родителей
Возрастные кризисы детей (от греч. krisis - переломный момент, исход) - проблемный период в развитии ребенка во перехода от одного возрастного этапа к другому. Развитие ребенка происходит неравномерно, некоторые переходы от одного возрастного этапа к другому могут протекать болезненно, сопровождаясь упрямством ребенка, возражениями, конфликтностью и другими отрицательными чертами поведения.
Кризис подросткового возраста (кризис 13 лет)
Кризис подросткового возраста Начаться кризис подросткового возраста может и в 10, и в 14 лет, а длиться в среднем от 3 до 5 лет. У мальчиков он обычно начинается позже и длится дольше. Этот кризис очень серьезный, ведь именно в этот период ребенок становится по-настоящему взрослым, самостоятельным человеком со своими взглядами на мир, увлечениями и личной жизнью. Но перед этим ему придется столкнуться с различными трудностями. И его родителям тоже.ребенок
Кризис 13 лет Ребенок становится более самостоятельным, формируется как личность, иначе начинает смотреть на мир. И в это время формируется подростковый комплекс, в который входит: мнение окружающих по поводу их внешности, возможностей, умений; самонадеянность: дети в этом возрасте часто резко высказываются про других, считая свое мнение единственно верным; смешанные, часто противоположные чувства, поступки и поведение. В связи с этим, в подростковом возрасте все сложности могут восприниматься ребенком с преувеличенным трагизмом.
Кризис 13 лет Ведущая деятельность у детей в это время – общение со сверстниками. Так у подростков возрастает желание быть в группе. Именно в этом периоде развития личности, у ребенка появляется самокритичность и таким образом, его самооценка приобретает более адекватный характер. Если переходной возраст проходит с большими трудностями, у ребенка может закрепиться завышенная или заниженная неадекватная самооценка.
Новые поведенческие характеристики ребенка: Снижается успеваемость в учебе. Особенно это проявляется в творческих заданиях, где нужна фантазия. Только механические задания, ребята могут выполнять так же, как и прежде. Проявляется чувство взрослости. Объективно взрослости у подростка еще нет. Но проявляются тенденции к этому. У ребенка появляются тайны, к которым он требует уважения со стороны взрослых. Часто в этом возрасте дети ведут дневник. Они стремятся к независимости и права на свой стиль жизни. Ссоры с родителями происходят в основном по поводу выбора одежды, прически, ухода из дому, проведения свободного времени, школьных и материальных проблем.
Новые поведенческие характеристики ребенка: Ребенок начинает критиковать и требовать доказательств. Это показатель того, что в своем развитии он переходит от конкретного мышления к логическому.развитии Возникает негативизм: подросток становится враждебным, часто ссорится, нарушает дисциплину. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, вечное недовольство, стремление к одиночеству, к уединению. У мальчиков негативизм проявляется в лет, а у девочек чуть раньше. Среди детей начинают выделяться группы. У ребенка возникает желание принадлежать к какому-то коллективу. Часто, таким образом возникают различные молодежные субкультуры.молодежные субкультуры
Что делать? Не смотря на возможную вспыльчивость подростка, попытайтесь принять его таким и поддержать. Сейчас он очень нуждается в этом. Откажитесь от тотального контроля Вашего ребенка. Это может лишь испортить отношения с ним. Не стоит давить на ребенка чрезмерной опекой. Он взрослеет и вправе сам принимать решения. И он вероятнее прислушается к Вашему мнению, если Вы будете не приказывать или осуждать, а советовать в ненавязчивой форме..
Что делать? Помогите Вашему ребенку выбрать свой путь в жизни, даже если он не соответствует Вашим ожиданиям и планам. Помните, что он имеет право на собственный выбор жизненного пути, Вы лишь можете мягко направлять его и помогать при необходимости. В этот наиболее сложный период в развитии личности, ребенок особенно нуждается в помощи и понимании родителей. Он хочет быть взрослым и ему нужно дать право на это. Но в то же время, важно помочь ему сформировать адекватную самооценку, ответственность и самостоятельность