Государственное бюджетное образовательное учреждение Средняя образовательная школа 184 Кризис младшего школьного возраста (кризис 7 лет) Автор: педагог-психолог Е.А. Смирнова информация для педагогов и родителей
Возрастные кризисы детей (от греч. krisis - переломный момент, исход) - проблемный период в развитии ребенка во перехода от одного возрастного этапа к другому. Развитие ребенка происходит неравномерно, некоторые переходы от одного возрастного этапа к другому могут протекать болезненно, сопровождаясь упрямством ребенка, возражениями, конфликтностью и другими отрицательными чертами поведения.
Кризис младшего школьного возраста (кризис 7 лет)
Кризис сопровождается резкой переменой в поведении ребенка: он не реагирует на замечания взрослых, пререкается, кривляется. Начинается это обычно с поступления в школу, вследствие смены его основной деятельности с игровой на учебную. Однако кризис может начаться и в пять с половиной, и в восемь лет. Его основная причина - переоценка ребенком самого себя и своих способностей.
Кризис 7 лет Примерно к семи годам, игра, прежде бывшая основным средством познания мира, отходит на второй план, уступая место обучению. При этом не имеет значения, пошел ли уже ребенок в школу или нет. Процесс этот связан с коренным пересмотром собственной личности ребенка. Он начинает осмысливать собственные чувства: не просто радуется, а понимает, что испытывает радость по какой-то определенной причине.
Кризис 7 лет Самооценка в период кризиса может оказаться заниженной или завышенной. И то и другое ведет к серьезным переживаниям и может стать причиной замкнутости или, наоборот, гипертрофированной активности. Помимо этого, у ребенка возникает стремление как можно скорее стать взрослым. Все, что имеет отношение к миру взрослых, приобретает для него особую ценность. Поэтому шести-семилетние дети так легко находят для себя авторитеты среди тех, кто старше их, и стремятся во всем подражать им (в том числе и в дурных поступках).
Новые поведенческие характеристики ребенка: ребенок не выполняет просьбы родителей или отсрочивает время их выполнения; непослушание, капризы; ребенок не сразу реагирует на обращение к нему взрослых, как будто не слышит их; демонстративная взрослость; часто хитрит; пристальное внимание к своей внешности, одежде, главное, чтобы не выглядеть, как «маленький»; ожидание похвалы; упрямство, требовательность; обостренная реакция на критику.
Что делать? Для взрослых в этот период важно уметь дать реальную оценку поступкам ребенка, сохранив при этом его уверенность в себе. Это научит ребенка адекватно оценивать свои достижения и не приведет к разочарованию в себе. Чтобы облегчить эту задачу, родители могут давать оценку не поступку, в целом, а его отдельным элементам. Например, детский рисунок можно оценивать не целиком, а по отдельным частям, указав, что где-то он весьма удался, а в некоторых деталях не вполне доработан. Из такого общения со взрослым ребенок делает вывод, что у него все получилось или обязательно получится в будущем.