Кредитно-денежная политика. Кредитно-денежную политику разрабатывает и реализует Центральный Банк. Кредитно-денежная политика представляет собой систему.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Денежно-кредитная политика Инструменты ДКП. Содержание: Понятие денежно-кредитной политики Цели, объекты и субъекты денежно- кредитной политики Понятие.
Advertisements

Кредитно-денежная политика Центрального банка. Государственная политика по стабилизации экономического развития. Инструменты государственной экономической.
Монетарная (кредитно-денежная) политика Макроэкономика 11 класс Выпускная аттестационная работа слушателя группы Э-1/07 специальности «Экономика» Груздовой.
Кафедра теории рыночной экономики и инвестирования М А К Р О Э К О Н О М И К А ТЕМА 7.Кредитно- денежная политика.
Денежно-кредитная политика: основные направления, инструменты, проблемы.
Государственная стабилизационная политика Инструменты госуд. экономической политики Госуд.бюджет Центральный банк БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВАЯ.
Деньги. Денежный рынок. Функции денег Мера стоимости (средство счета) Средство обращения (обмена) Средство платежа Средство сбережения (накопления)
Экономическая политика. Что такое открытая экономическая политика государства –Экономические цели государства. –Основные направления экономической политики.
Эффективность бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политик в зависимости от параметров модели IS - LM Эффективность любой политики оценивается по степени.
Экономические термины по теме: «Роль ЦБ РФ в регулировании кредитно-денежной системы страны» Эмиссия денег – выпуск в обращение денежных знаков; Депозиты(D)
Денежно-кредитная политика Выполнили: Игнатьева И. Ю ГМУ Иванова К. А ГМУ.
Денежно-кредитная политика: основные направления, инструменты, проблемы.
ТЕМА 11 Денежно-кредитная политика. Финансы, бюджет и фискальная политика.
Курс ФОДК Тема 2. Денежное обращение Наумова Т. С., доцент, к.э.н.
Александр Хандруев Перспективы дальнейшего ужесточения процентной политики Банка России Февраль, 2011.
Денежно-кредитная политика Эстонской Республики. Система валютного комитета.
Презентация по теме: Инструменты Центрального Банка РФ.
Экономика и государство. ПЛАН УРОКА 1. Экономические функции государства. 2. Механизмы государственного регулирования рыночной экономики. 3. Денежно-кредитная.
Тема урока: Финансы в экономике. План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение.
Транксрипт:

Кредитно-денежная политика

Кредитно-денежную политику разрабатывает и реализует Центральный Банк. Кредитно-денежная политика представляет собой систему мер, используемых Центральным Банком для регулирования денежного рынка с целью стабилизации экономики. Конечные (стратегические) цели кредитно-денежной политики: 1) стабильный выпуск и полная занятость краткосрочные 2) стабильный уровень цен цели 3) равновесный платежный баланс 4) экономический рост долгосрочная цель

Промежуточные (тактические) цели кредитно-денежной политики: - денежная масса - ставка процента - обменный курс национальной денежной единицы Инструменты кредитно-денежной политики: a)инструменты прямого регулирования – лимиты кредитования (максимальный риск на одного заемщика определяется максимальным размером кредита, выдаваемого коммерческим банком в одни руки), лимиты открытой валютной позиции (открытая валютная позиция – разность между объемом продажи и объемом покупки валюты коммерческим банком) b)инструменты косвенного регулирования – изменение нормы обязательного резервирования; изменение ставки рефинансирования; операции на открытом рынке

ЦБ может контролировать предложение денег а) воздействуя на денежную базу b) воздействуя на величину денежного мультипликатора

Изменение нормы обязательного резервирования – это инструмент, воздействующий на денежное предложение через изменение величины денежного мультипликатора. Нормы обязательных резервов (или резервные требования) устанавливаются Центральным Банком в виде процента от депозитов коммерческих банков. Это минимальные резервы, необходимые для поддержания устойчивости и ликвидности банковской системы. Чем выше вероятность, что вклад будет изъят из банка, тем выше, обычно, норма резервирования. Примеры динамики нормы обязательного резервирования в следующей таблице:

Счета до востребова- ния и срочные обязательст- ва до 30 дней включитель- но Срочные обязательст ва от 31 дня до 90 дней включи- тельно Срочные обязатель- ства от 91 дня и более Счета в иностран- ной валюте Вклады и депозиты физических лиц в рублях независимо от сроков (Сбербанк РФ) – – , – , – , – , – * – , – , – – –

Норматив обязат. резервов по привлеченным средствам юридических лиц Норматив обязат. резервов по привлеченным средствам физических лиц – ** – Норматив обязат. резервов по привлеченным средствам юрид. лиц в валюте РФ и по привлеченным средствам юрид. и физ. лиц в иностр. валюте Норматив обязат. резервов по денежным средствам физ. лиц, привлеченным во вклады (депозиты) в валюте РФ – ,55, – – – После кризиса 1998 года норма обязательных резервов была снижена, чтобы облегчить расшивку неплатежей. Впоследствии неоднократно повышалась, чтобы предотвратить переток рублевых средств на валютный рынок. В период экономического подъема последовательно снижалась, чтобы стимулировать банковский сектор и экономику.

Увеличение (уменьшение) резервных требований снижает (расширяет) кредитные возможности коммерческих банков на каждом этапе депозитного расширения, вызывая изменение (сокращение/увеличение) денежного предложения. Т.е. при изменении резервных требований (rr) изменяется величина денежного мультипликатора. M MB MB * M1M1 M2M2

В стабильных финансовых системах резервные требования меняются крайне редко, очевидно, из-за мощности воздействия этого инструмента кредитно- денежной политики на денежную массу и эффективности других, более гибких, методов.

ЦБ может регулировать денежное предложение, меняя ставки процента по своим операциям с коммерческими банками. Наиболее известна в мировой финансовой практике учетная ставка (ставка рефинансирования). Это процент, под который происходит кредитование (рефинансирование) Центральным Банком коммерческих банков. Денежные средства, полученные коммерческими банками в виде кредитов ЦБ, увеличивают суммарные резервы и, т.о. расширяют денежную базу, образуя основу мультипликативного изменения денежного предложения: ставка рефинансирования стоимость кредитов ЦБ объем заимствований у ЦБ операции коммерческих банков по предоставлению кредитов, ставки по кредитам M S

Ставка рефинансирования Центрального Банка РФ Период действия% 1 января 1992 г. – 9 апреля 1992 г мая 1992 г. – 29 марта 1993 г октября 1993 г. – 28 апреля 1994 г августа 1994 г. – 11 октября 1994 г мая 1995 г. – 18 июня 1995 г февраля 1996 г. – 23 июля 1996 г декабря 1996 г. – 9 февраля 1997 г октября 1997 г. – 10 ноября 1997 г февраля 1998 г. – 16 февраля 1998 г мая 1998 г. – 4 июня 1998 г ноября 2000 г. – 8 апреля 2002 г июня 2003 г. – 14 января 2004 г июня 2004 г. – 13

В настоящее время ставка рефинансирования в России составляет 13%. Другие ставки по операциям Центрального Банка России: дисконтная ставка (ставка по кредитам, обеспеченнымх векселями), ломбардная (по кредитам под залог государственных ценных бумаг), депозитная (по депозитам в ЦБ) Поскольку объем кредитов, получаемых коммерческими банками у ЦБ, невелик (в США это 2-3% от общей величины банковских резервов), то в современных условиях изменение ставки рефинансирования Центральным Банком является преимущественно сигналом о намечаемом направлении кредитно-денежной политики.

В странах с развитым рынком ценных бумаг для регулирования денежного предложения широко используются операции на открытом рынке. Операциями на открытом рынке являются покупка и продажа центральным банком государственных ценных бумаг на вторичном рынке. С помощью операций на открытом рынке ЦБ воздействует на денежную базу. Так при политике расширения денежного предложения центральный банк покупает ценные бумаги у финансовых посредников (коммерческих банков, страховых и инвестиционных компаний и т.д.), что сопровождается увеличением резервов банковской системы и ведет к мультипликативному расширению денежной массы (и наоборот)

ЦБ покупает государственные ценные бумаги R MB мультипликативное расширение денежной массы Масштабы расширения денежной массы зависят от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты. Чем больше денег уходит в наличность, тем меньше прирост денежного предложения. Если ЦБ продает государственные ценные бумаги R MB мультипликативное сокращение денежной массы Поскольку операции на открытом рынке приводят к быстрой реакции банковской системы, то во многих странах этот инструмент кредитно-денежной политики рассматривается как наиболее гибкий и эффективный.

В России операции с государственными ценными бумагами стали активно применять с1994 г. Колоссальный рост рынка ГКО пришелся на 1995 г. – начало 1998 г. (в 1997 году доходность по ГКО доходила до 50% годовых при инфляции в 11%). После финансового кризиса 1998 г. объемы операций сначала упали, но потом постепенно доверие к государственным ценным бумагам восстанавливалось. Сделки с государственными ценными бумагами стали заключаться на более длительный срок, доходность по ним приблизилась к нормальному уровню (в марте 2004 г. средневзвешенные процентные ставки на данном рынке составляли 6,6–-7,5% годовых).

В зависимости от фазы экономического цикла, в которой находится экономика, различают: - стимулирующую кредитно-денежную политику Цель – стимулировать деловую активность Содержание политики – увеличение предложения денег Инструменты – снижение нормы обязательного резервирования, снижение ставки рефинансирования, покупка Центральным Банком государственных ценных бумаг Последствия – расширение совокупного спроса, увеличение выпуска и рост занятости

- сдерживающую кредитно-денежную политику Цель – снизить деловую активность Содержание политики – сокращение предложения денег Инструменты – повышение нормы обязательного резервирования, увеличение ставки рефинансирования, продажа Центральным Банком государственных ценных бумаг Последствия – сокращение совокупного спроса, падение выпуска и снижение занятости

Передаточный механизм кредитно-денежной политики (механизм денежной трансмиссии) включает следующие звенья: 1) изменение предложения денег как результат проводимой ЦБ соответствующей кредитно-денежной политики 2) изменение ставки процента на денежном рынке 3) изменение совокупного спроса (прежде всего, инвестиционных расходов) как реакция на изменение ставки процента 4) изменение объема выпуска в ответ на изменение совокупного спроса

M/P i LDLD LS1LS1 i1i1 LS2LS2 M i2i2 i i1i1 i2i2 I(i)I(i) I I1I1 I2I2 LRAS SRAS AD 1 AD 2 Y Y*Y* Y1Y1 P P1P1 P2P2 Проблемы и сложности проведения кредитно-денежной политики: 1) реакция денежного рынка на изменение предложения денег зависит от характера спроса на деньги 2) изменение инвестиционных расходов определяется чувствительностью инвестиционных расходов к изменению процентной ставки 3) изменение равновесного выпуска зависит от реакции совокупного предложения на изменение совокупного спроса

4) нарушения в любом звене передаточного механизма могут привести к снижению или отсутствию каких-либо результатов кредитно-денежной политики 5) возможны побочные эффекты: например, снижаются альтернативные издержки хранения наличных денег население может перевести средства с депозитов в наличность cr ; снижается заинтересованность коммерческих банков выдавать кредиты банки могут увеличить свои избыточные резервы rr cr rr M i денежный мультипликатор, что частично нейтрализует исходный импульс к увеличению денежного предложения

6) наличие внешнего лага, обусловленного многоступенчатостью и возможными сбоями в передаточном механизме. Внешний лаг – время от принятия решения до его результата. 7) эффективность кредитно-денежной политики определяется степенью доверия экономических агентов к политике ЦБ, а также степенью его независимости от исполнительной власти 8) осложнения, связанные с внешнеэкономической политикой (изменения официальных валютных резервов в целях поддержания валютного курса автоматически ведет к изменению денежной массы) 9) проблема координации кредитно-денежной и бюджетно- налоговой политик