Конструктивное преодоление конфликтов
Конфликт – это такое отношение между Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.). взглядов, оценок и т. п.). Конфликтогены – слова, действия Конфликтогены – слова, действия (или отсутствие действий), которые (или отсутствие действий), которые могут привести к конфликту. могут привести к конфликту.
Формула конфликта КОНФЛИКТ = КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТ Конфликтная ситуация - это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта. Инцидент - это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.
Конфликты деструктивные конструктивные Конфликт деструктивен, если он: Уводит в сторону от решения более важных проблем и дел; Уводит в сторону от решения более важных проблем и дел; Укрепляет низкую самооценку Укрепляет низкую самооценку и вызывает стресс; и вызывает стресс; Поляризует различия в ценностных ориентациях; Поляризует различия в ценностных ориентациях; Вызывает безответственное, заслуживающее сожаления поведение Вызывает безответственное, заслуживающее сожаления поведение Конфликт конструктивен, если он: Раскрывает важную проблему; Раскрывает важную проблему; Вовлекает индивидов в решение проблемы; Вовлекает индивидов в решение проблемы; Дает выход скопившимся негативным эмоциям; Дает выход скопившимся негативным эмоциям; Помогает индивидам совершенствоваться и использовать полученные знания и опыт Помогает индивидам совершенствоваться и использовать полученные знания и опыт
Условия конструктивного разрешения конфликтов Прекращение конфликтного взаимодействия. Прекращение конфликтного взаимодействия. Поиск общих точек соприкосновения в интересах оппонентов. Поиск общих точек соприкосновения в интересах оппонентов. Снижение интенсивности негативных эмоций. Снижение интенсивности негативных эмоций. Выявление и признание собственных ошибок. Выявление и признание собственных ошибок. Объективный взгляд на проблему. Объективный взгляд на проблему. Выбор оптимальной стратегии разрешения. Выбор оптимальной стратегии разрешения.
Факторы конструктивного разрешения конфликта Факторы конструктивного разрешения конфликта адекватность восприятия конфликта; адекватность восприятия конфликта; открытость и эффективность общения; открытость и эффективность общения; создание атмосферы взаимного доверия и сотрудничества; создание атмосферы взаимного доверия и сотрудничества; определение существа конфликта определение существа конфликта
Шаг 1. Определение основной проблем. Шаг 2. Определение вторичных причин конфликта. Шаг 3. Поиск возможных путей разрешения конфликта. конфликта. Шаг 4. Совместное решение о выходе из конфликта. Шаг 5. Реализация намеченного совместного способа разрешения конфликта. разрешения конфликта. Шаг 6. Оценка эффективности усилий, предпринятых для разрешения конфликта. для разрешения конфликта.
Стили разрешения конфликтов Стиль конкуренции. Стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением одержать победу над соперником. Тот кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего исходит из оценки личностных интересов в конфликте, как высоких, а интересов соперника – как низких. Стиль уклонения. Стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от Стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта в качестве несущественного как для себя, так и для соперника. Стиль приспособления. Стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта как несущественного для себя и значимого для соперника. Стиль компромисса. Стратегия поведения субъектов в конфликте, ориентированная на определенные взаимные уступки. Стиль сотрудничества. Стратегия поведения субъектов в конфликте, характеризуется стремлением противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему.
Методики Личностный опросник К.Томаса (стили разрешения конфликтов) Личностный опросник К.Томаса (стили разрешения конфликтов) Тест-опросник Г.Айзенка (диагностика темперамента) Тест-опросник Г.Айзенка (диагностика темперамента) Опросник «Басса-Дарки» (диагностика состояния агрессии) Опросник «Басса-Дарки» (диагностика состояния агрессии) Исследование самооценки по методике Дембо- Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан. Исследование самооценки по методике Дембо- Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан. Социометрическая методика (диагностика межличностных отношений) Социометрическая методика (диагностика межличностных отношений)
Спасибо Спасибо за за внимание! внимание!