МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Приказ Зарегистрирован Минюстом России г., рег октября 2009 г. 373 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Опора на опыт советской и российской школы, лучший мировой опыт Результаты предшествующих реформ и проектов Развитие отечественных научных теорий и концепций (развивающего обучения, «ядра и оболочки», поликультурности и пр.)
«Опережающая» модель развития образования, основанная на российской ценностной, научной и культурной базе От копирования западных моделей реформирования образования к проектированию стандартов как важнейшего системообразующего ресурса социокультурной модернизации российского общества, социально – экономического развития государства, охватывающего все области образовательной практики
Требования к результатам освоения ООП Требования к структуре ООП Требования к условиям реализации ООП Ожидаемые результаты деятельности системы образования Организационные и педагогические условия деятельности системы образования Ресурсы: кадры, материальная база, информация, финансы
ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Общие положения Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы к структуре к условиям реализации Все требования учитывают индивидуальные особенности обучающихся Стандарт направлен на обеспечение: равных возможностей получения качественного образования духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа России демократизации образования и всей образовательной деятельности
В основе Стандарта лежит системно – деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества Ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент, где развитие личности на основе усвоения универсальных учебных действий составляет цель и результат образования учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося формирование основ умения учиться духовно – нравственное развитие укрепление физического здоровья Итог: Стандарт ориентирован на становление личных характеристик: любящий свой народ, свой край и свою Родину уважающий и принимающий ценности семьи и общества любознательный, познающий мир, владеющий основами учиться доброжелательный, умеющий слушать, высказывать своё мнение выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни
Требования к результатам освоения основной образовательной программы личностные метапредметные предметные
Высшая образовательная цель – идеальное представление о человеке на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия семьи, школы, общества и государства. Цель образования – воспитание ответственного, инициативного, компетентного гражданина России.
«Основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой – человек. Как личность и как гражданин» Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, 2008г. «Прежде всего надлежит создать гражданина и когда задача эта будет осуществлена – гражданственность сама воцарится на Руси. Сперва гражданин, а потом гражданственность. А у нас, обыкновенно, проповедуют наоборот» Председатель Совета Министров Российской империи П.А. Столыпин, 1905г.
Становление и развитие субъект – субъектных отношений, формирование универсальных способов действий
Программа формирования универсальных учебных действий Программа отдельных учебных предметов, курсов Программа духовно – нравственного развития Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Программа коррекционной работы Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы
Позиция учителя – профессионала демонстрирует универсальные и предметные способы действий инициирует пробные действия детей консультирует, корректирует действия ищет способы включить в работу каждого Позиция воспитателя Создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта, самостоятельной выработки жизненных ценностей «Со – участник», «третейский судья» Позиция педагогической поддержки Оказывает адресную помощь ребёнку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая её преодолеть
Требования к кадровым условиям Финансовые условия Материально – технические условия Информационно – образовательная среда учреждения Учебно – методическое и информационное обеспечение
Проектирование учебного процесса тематическое планирование проектирование «учебных ситуаций» Организация работы учащихся в группах и парах в мобильных группах индивидуальная поддержка детей организация проектной деятельности Оценочная деятельность
Базисный учебный план Программа формирования универсальных действий Планируемые результаты Примерные учебные программы Оценочная деятельность
Спасибо за внимание