1 Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам ОПС в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения»
2 Выбор тарифа I вариант Оставить НЧ (6%) Страховая часть (10%) II вариант Отказаться от НЧ Страховая часть 16% (10%+6%) Более агрессивная форма накоплений, которая связана с финансовыми рисками. ПФР гарантирует только номинал суммы пенсионных накоплений. + Возможность наследования НЧ Страховая часть гарантируется государством, ежегодно индексируется в размере не ниже уровня инфляции.
3 «Молчуны» Заявление о выборе НЧ 6%Без заявления Автоматически: накопительная часть – 0% страховая часть – 16% в НПФв Управляющую Компанию в т.ч. государственную УК «Внешэкономбанк» Те граждане, кто уже в 2013 году подали заявления, выбрав 2% тарифа на НЧ, должны будут еще раз определиться с выбором тарифа: 6% или 0%. Этот выбор они должны сделать в следующем году.
4 Выбор тарифа для начинающих трудовую деятельность (предусмотрено право в течение 5 лет с момента первого начисления страховых взносов на ОПС) Пока выбор не сделан, накопительная часть формироваться не будет, все 16% пойдут на страховую часть тарифа. При выборе 6% необходимо будет подать заявление определенной формы. Если 5-летний период заканчивается у молодого человека, когда ему еще не исполнилось 23 года, то выбор продлевается до 31 декабря года, в котором исполняется 23 года. Выбранный тариф на НЧ начнет применяться с 1 января года, следующего за годом подачи заявления.
5 Смена страховщика 1 раз в 5 лет. Ограничение выбора страховщика за 5 лет до наступления пенсионного возраста Уплата страховщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование будет производиться по общему тарифу без разделения на страховую и накопительную части пенсии
6 Прошел все чтения, вступит в силу с 1 января 2014 года вступит в силу с 1 января 2014 года
7 Законопроект « О специальной оценке условий труда» Предусматривает: Освобождение от уплаты дополнительного тарифа по результатам специальной оценки труда; Механизм предоставления компенсаций и гарантий гражданам, занятых на таких условиях труда; Повышение уровня защиты трудовых прав работников посредством повышения степени участия профсоюзов в деятельности комиссий; Предоставление права проведения профсоюзам внеплановой специальной оценки. Экономически стимулирует работодателей по улучшению условий труда
8 Статья 5. Права и обязанности работника в связи с проведением специальной оценки условий труда 1. Работник вправе: 1) лично, в том числе со своим представителем, участвовать в проведении специальной оценки условий труда на своем рабочем месте; 2) обращаться к работодателю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, ее эксперту за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на своем рабочем месте; 3) обжаловать результаты специальной оценки условий труда на своем рабочем месте. 2. Работник обязан знакомиться с результатами проведенной специальной оценки условий труда на своем рабочем месте.
9 Глава 2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА Возлагает обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда на работодателя. Определяет: порядок подготовки и проведения специальной оценки условий труда, идентификацию потенциально вредных и (или) опасных факторов. декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. исследование (испытания) и измерение идентифицированных потенциально вредных и (или) опасных факторов. факторы производственной среды и трудового процесса.
10 Классификация условий труда 1 класс оптимальные условия труда, при которых воздействие на организм работника вредных и (или) опасных факторов, способных оказать неблагоприятное воздействие на организм работника, отсутствует либо уровни их воздействия минимальны. условия труда, при которых на организм работника воздействуют вредные и (или) опасные факторы, значения показателей которых не превышают значений, установленных нормативами (гигиеническими нормативами), или функциональные изменения в организме работника восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены. 2 класс допустимые 3 класс вредные 4 класс опасные 3.1-вредные 1 степени вредные или опасные факторы способные вызвать функциональные изменения в организме, восстанавливающиеся. 3.2-вредные 2 степени стойкие функциональные изменения в организме, развитие и появление профзаболеваний легкой степени тяжести без потери проф.трудоспособности 3.3-вредные 3 степени стойкие функциональные изменения в организме, развитие и появление профзаболеваний легкой и средней ст. тяжести с потерей проф.трудоспособности 3.4-вредные 4 степени стойкие функциональные изменения в организме, развитие и появление профзаболеваний легкой и средней ст. тяжести с потерей общей трудоспособности вредные и (или) опасные факторы, уровни которых способны в течение всего либо части рабочего дня (рабочей смены) создать угрозу для жизни работника, а последствия их воздействия обеспечивают высокий риск развития острого профессионального заболевания в периоде трудовой деятельности.
11 Статья 7. Применение результатов специальной оценки условий труда Результаты специальной оценки условий труда применяются для: 1) разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда; 2) информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных факторов и полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; 3) обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты; 4) осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; 5) организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров; 6) установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; 7) установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом состояния условий труда на рабочем месте; 8) подготовки статистической отчетности об условиях труда; 9) решения вопроса о связи заболеваний с воздействием на работников вредных производственных факторов, а также в целях расследования профессиональных заболеваний; 10) рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда; 11) определения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, объемов санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников с учетом государственных нормативных требований охраны труда; 12) принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников; 13) обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда; 14) оценки уровня профессиональных рисков; 15) расследования несчастных случаев на производстве; 16) иных целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
12 Статья 17. Проведение внеплановой специальной оценки условий труда 1. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится в следующих случаях: 1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест; 2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда; 3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, способных оказать влияние на степень воздействия вредных и (или) опасных факторов на организм работников; 4) изменение состава применяемых сырья и (или) материалов, способных оказать влияние на степень воздействия вредных и (или) опасных факторов на организм работников; 5) изменение в уровне индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на степень воздействия вредных и (или) опасных факторов на организм работников; 6) происшедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, происшедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание; 7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников, рассмотренных в порядке, предусмотренном статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации. 2. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение 6 месяцев со дня наступления указанных в части 1 настоящей статьи случаях. Специальная оценка условий труда осуществляется не реже чем раз в 5 лет.
13 Закрепляет: требования, которым должны соответствовать организации, проводящие специальную оценку условий труда; требования к лицам претендующим на получение сертификата эксперта Глава 3. ОРГАНИЗАЦИИ И ЭКСПЕРТЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ СПЕЦИАЛЬНУЮ ОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ТРУДА Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере труда, ведет реестр лиц, имеющих сертификат эксперта
14 Статья 27. Рассмотрение разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда 1. Разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласия работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в судебном порядке. 2. Работник, первичная профсоюзная организация или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты специальной оценки условий труда в судебном порядке.
15 Вступает в силу с 1 января 2014 года, за исключением статьи 18 настоящего Федерального закона
16 Законопроект О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» ЗаконопроектЗаконопроект представляет собой пакет законодательных инициатив, направленных на формирование и закрепление механизма экономического стимулирования работодателей к реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах, основным инструментом которого будет проведение специальной оценки условий труда.
17 Законопроектом: Закрепляется в части пенсионного обеспечения, положение, в соответствии с которым досрочное негосударственное пенсионное обеспечение будет осуществляться работодателем в пользу работника и с его согласия в силу существующих (существовавших) между ними трудовых отношений на основе пенсионного договора. Предлагается освобождение работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам в случае формирования работодателями систем досрочного негосударственного пенсионного обеспечения и формирования у работников прав на социальные гарантии в указанных системах с уплатой работодателями соответствующих взносов. Предусматривается, что правовые отношения работодателя и работников, возникающие в связи с заключением досрочного пенсионного договора и участием в системе досрочного негосударственного пенсионного обеспечения работников, регулируются законодательством Российской Федерации, коллективным договором, отраслевым (межотраслевым) соглашением, пенсионными правилами фонда, пенсионной программой работодателя и досрочным пенсионным договором. Кроме того, законопроектом предусматривается сохранение за работником права на назначение и выплату досрочной трудовой пенсии в рамках обязательного пенсионного страхования только в части пропорционально уплаченным за него работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации страховым взносам по дополнительным тарифам. При этом в специальный стаж, дающий право на назначение досрочных трудовых пенсий, будут включаться периоды работы во вредных и (или) опасных условиях, за которые с согласия работника работодатель уплачивал пенсионные взносы в рамках созданной им системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения.законопроектом
18 Статья 5. Вступает в силу с года. Вносит большие изменения в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» Добавлена "Глава X.2. Требования к досрочному негосударственному пенсионному обеспечению. Особенности деятельности фонда по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению. Статья Требования к пенсионным программам работодателя Пенсионные программы работодателя устанавливают порядок уплаты пенсионных взносов работодателем в пользу работников и периодичность такой уплаты в размере не ниже размера, предусмотренного ст.7 настоящего Законопроекта. Статья Требования к досрочному пенсионному договору Досрочный пенсионный договор заключается на основе типовой формы досрочного пенсионного договора, утверждаемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
19 Статья Определены гарантии работников (их правопреемников) при прекращении досрочного пенсионного договора, в т.ч. в случае ликвидации организации работодателя или фонда. Статья Определен порядок назначения и выплаты фондом негосударственной пенсии в системе досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, выплата выкупной суммы В случае, если до достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", работник не приобрел право на получение негосударственной пенсии в системе досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, средства, сформированные для выплаты пенсии по досрочному пенсионному договору, и доходы от инвестирования указанных средств работника, учтенные на его именном пенсионном счете, выплачиваются работнику по достижении им возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона.
20 Дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на финансирование страховой части трудовой пенсии: Статья 7. О внесении изменений в статью 33.2 Федерального закона от N 167- ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и ст.11 Федерального закона от года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". Вступает в силу с года
Страхователи освобождаются от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам в размерах, предусмотренных пунктами 1, 2 и 2.1 настоящей статьи, в случае уплаты взносов в соответствии с договорами досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с работами, определенными подпунктами 1-18 пункта 1 статьи 27 указанного Федерального закона, на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными, при условии представления страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам указанных договоров и документов, подтверждающих уплату взносов по этим договорам за (отчетный) расчетный период.".
22 Статья 11. О внесении в статью 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" 4.2. В случае, если в течение расчетного периода плательщиками страховых взносов, имеющими право на освобождение от уплаты страховых взносов на основании части 4 настоящей статьи, взносы в соответствии с указанными в части 4 настоящей статьи договорами досрочного негосударственного пенсионного обеспечения не уплачивались либо уплачивались не в полном объеме, такие плательщики уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам, установленным настоящей статьей, за те месяцы расчетного периода, в которых была допущена неуплата (неполная уплата) взносов в соответствии с указанными договорами.".
23 Статья 8. О внесении в Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". 1)Пункт 3 статьи 27 изложить в следующей редакции: "3. Периоды работы, предусмотренные подпунктами 1-18 пункта 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1-18 пункта 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах работ, указанных в подпунктами 1-18 пункта 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда. В случаях, предусмотренных коллективным договором, отраслевым (межотраслевым) соглашением либо при их отсутствии локальным актом работодателя, лицам, указанным в подпунктами 1-18 пункта 1 настоящей статьи, при их согласии взамен досрочного назначения трудовой пенсии по старости может устанавливаться негосударственная пенсия в системе досрочного негосударственного пенсионного обеспечения в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах"."; Вступает в силу с года.
24 1. При досрочном назначении трудовых пенсий по старости в соответствии с подпунктами 1-18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона и негосударственных пенсий, предусмотренных договорами досрочного негосударственного пенсионного обеспечения (взамен досрочного назначения трудовой пенсии по старости), в стаж застрахованного лица, дающий право на указанные пенсии, засчитываются периоды, включаемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а также периоды, в течение которых работодателем в пользу указанного застрахованного лица уплачивались взносы по договорам досрочного негосударственного пенсионного обеспечения (соответственно в стаж на соответствующих видах работ и в стаж, дающий право на негосударственную пенсию). Дополнено статьей 27.2
25 2. Размер досрочной трудовой пенсии по старости застрахованного лица, у которого без учета периодов, в течение которых работодателем в пользу указанного застрахованного лица уплачивались взносы по договорам досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, стаж на соответствующих видах работ не достигает стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, определяется органами Пенсионного фонда Российской Федерации пропорционально имеющейся у застрахованного лица продолжительности стажа, приходящегося соответственно на период работы на соответствующих видах работ, за который страхователем начислялись и уплачивались страховые взносы по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", и на период, в течение которого работодателем в пользу указанного лица уплачивались взносы по договорам досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, в следующем порядке: 1) рассчитывается в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона размер страховой части трудовой пенсии по старости; 2) размер страховой части трудовой пенсии по старости, рассчитанный в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, делится на число месяцев стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости; 3) сумма, полученная в результате вычислений, предусмотренных подпунктом 2 настоящего пункта, умножается на число месяцев фактически имеющегося стажа на соответствующих видах работ (в этом стаже период свыше 15 дней округляется до полного месяца, а период до 15 дней включительно не учитывается) без учета периодов, в течение которых работодателем в пользу застрахованного лица уплачивались взносы по договорам досрочного негосударственного пенсионного обеспечения.
26 3. По достижении возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона, трудовая пенсия по старости выплачивается органами Пенсионного фонда Российской Федерации в полном размере.".
27 Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 года, за исключением статей 3 и 5, пункта 4 статьи 7, абзаца третьего пункта 1 и пункта 2 статьи 8, статьи 9, пункта 4 статьи 11 настоящего Федерального закона. Статьи 3 и 5, пункта 4 статьи 7, абзаца третьего пункта 1 и пункта 2 статьи 8, статьи 9, пункта 4 статьи 11 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2015 года.