Портфолио МОУ Анашенская СОШ 1 Лозневая Н.С.- учитель математики Практико-ориентированный семинар
Портфолио Важное нововведение, обусловленное профилизацией и новым Федеральным государственным образовательным стандартом Инструмент оценки учебных достижений Современная оценочная технология (технология портфолио) Портфель индивидуальных образовательных достижений
Возможности применения этого инструмента зависят от : Особенностей учебного заведения Исходных установок - подростков - педагогического сообщества - родителей
Разные авторы характеризуют портфолио учащегося как: Коллекцию работ учащегося, всесторонне демонстрирующую не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях учащегося по сравнению с его предыдущими результатами. Выставку учебных достижений учащегося по данному предмету ( или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год). Форму целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося. Антологию работ учащегося, предполагающую его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, их самоанализ и самооценку.
Цель создания портфолио учащегося сводится: К доказательству прогресса в обучении - по результатам - приложенным усилиям - материализованным продуктам учебно- познавательной деятельности К смещению акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, учебному предмету.., в интеграцию качественной оценки К переносу акцента с оценки обучения на самооценку
Идея использования портфолио учащегося в последнее время получает широкое распространение Конструирование и реализация ИОМ учащегося в рамках ОУ Отражение динамики развития учащегося; его отношений, результатов его самореализации Помощь учащемуся в проведении рефлексии собственной учебной работы Форма обсуждения и самооценки результатов работы учащегося Демонстрация стиля учения, свойственного учащемуся, показ особенностей его общей культуры, отдельных сторон интеллекта
Таким образом: О портфолио учащегося речь заходит, когда обсуждается проблема обновления структуры и содержания общего образования вообще и системы оценки образовательных результатов в частности
Виды портфолио В зависимости от цели, которая отражает результат, ради которого собирается портфолио Портфолио – собственность (собирается для себя) Портфолио – отчёт (собирается для учителя)
Виды портфолио По содержанию Портфолио достижений (включает в себя лучшие результаты работы учащегося) Рефлексивный портфолио ( включает в себя материалы и оценку/самооценку достижения целей, особенностей хода и качества работы с различными источниками информации, ощущений, размышлений, впечатлений и т.д.) Проблемно-ориентированный портфолио (включает все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой-либо проблемы) Тематический портфолио (включает материалы, отражающие работу учащегося в рамках той или иной темы)
Виды портфолио В зависимости от цели: Рабочий Тематический Демонстрационный Рефлексивный Презентационный Портфолио достижений Обязательно наличие: чётко сформулированного содержания/оглавления (названия разделов, наименование материалов и т. д.)
Классический портфолио состоит из 4-х разделов: «Портрет» «Коллектор» «Рабочие материалы» «Достижения» Внутри разделов могут выделяться рубрики, помогающие систематизировать материал и формирующие структуру раздела Обязательные ( это тот материал, который является принципиально важным для данного портфолио и должен быть у учащегося) Свободные (позволяют индивидуализировать содержание, структуру, объём портфолио)
Раздел «Портрет» Ученик представляет себя любым доступным способом: эссе, фото и т.д. Раздел должен: Пример: В «Портфолио достижений»в этом разделе может быть: краткая история успехов вступительная статья обоснование (цель создания портфолио, аргументация, почему именно эти материалы включены, какие результаты деятельности они отражают) комментарии, отражающие мысли автора по поводу представленных в портфолио работ) Отображать особенности личности автора Включать записи о нём других людей, характеристику, сертификаты и т.д.
Раздел «Рабочие материалы» Должен включать те материалы, которые созданы и систематизированы учеником. Раздел «Достижения» Помещаются те материалы, которые по мнению учащегося, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи. Раздел «Коллектор» Содержит материалы, авторство которых, не принадлежит ученику: предложенные учителем ( памятки, схемы, списки литературы), найденные самостоятельно (ксерокопии статей, материалы периодических изданий, иллюстрации), всё, что связано с тематикой портфолио и не является продуктом деятельности учащегося- создателя портфолио)
Портфолио ученика ( в рамках профильного обучения и предпрофильной подготовки) Это «персональный пакет» или коллекция достижений обучающегося, а также свидетельства различных групп экспертов об их значимости для дальнейшего образовательного маршрута подростка. Призван демонстрировать: образовательный прогресс подростка за определённый отрезок времени оценку учащимся достигнутых им результатов планирование будущих этапов обучения Отвечает целям и задачам практико- ориентированного обучения
Это делает портфолио – рабочим инструментом Позволяющим эффективно контролировать планировать и оценивать собственные образовательные достижения Дополнить результаты традиционных форм контроля успешности продвижения учащегося в образовательном пространстве
Таким образом: Портфолио позволяет: - развивать навыки рефлексивной и оценочной ДЕ учащихся - формировать «умение учиться» (организовывать собственную УД) - повышать обоснованность выбора направления дальнейшего образования - наиболее полно отразить информацию о курсах, пройденных в ходе профильного обучения, социальных практиках, проектно-исследовательской ДЕ, о результатах дополнительного образования Портфолио незаменим: - для отслеживания и оценивания результатов обучения по индивидуальному учебному плану
Педагогическое сопровождение При педагогическом сопровождении подготовки учащимся портфолио целесообразно ориентироваться на три основных его типа: «портфолио документов» «портфолио работ» «портфолио отзывов» Это могут быть разделы комплексной модели портфолио
«Портфолио документов» Портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Оценка материалов качественная количественная Информация о различных мероприятиях и их результатах заносится в текущий документ - творческую книжку ученика Документы или их копии помещаются в приложении. Это могут быть баллы. Для разных достижений – разные «весовые коэффициенты»
«Портфолио работ» Собрание различных творческих работ ученика, описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности. Оценка материалов Качественная ( параметры: полнота, разнообразие, убедительность материалов, качество представленных работ, ориентированность на выбранный профиль обучения и др.) Количественная (требует разработки соответствующей критериальной базы и принятия её на уровне ОУ, (муниципалитета, региона) Текущий документ- творческая книжка ученика с приложением его работ ( тексты, эл. версии, фото, видео)
«Портфолио отзывов» Включает: - оценку школьником своих достижений, - проделанный им анализ различных видов УД и внеучебной ДЕ и её результатов, - резюме - планирование будущих образовательных этапов - отзывы учителей, родителей, сверстников педагогов ДО и т.д. Форма представления: в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и т.д.
Заключение В практике чаще встречается портфолио, оформленный как файловая папка В ряде школ роль портфолио исполняет специальный документ, оформленный как зачётная (творческая, ученическая ) книжка Верность записей в портфолио подтверждается подписью классного руководителя, директора школы (или его заместителя), заверяется печатью с указанием даты Портфолио–альтернатива «натаскивания», дающего краткосрочный и поверхностный результат Основной смысл портфолио – создать педагогическую ситуацию, в которой школьник может показать всё, на что он способен. Введение портфолио может повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей
Ямбург Евгений Александрович «Педагогический декамерон»
Кто виноват? Что делать? Считали, что дело в строе И переменили строй. И стали беднее втрое И злее само собой Считали, что дело в средствах Когда же дошли до средств Прибавилось повсеместно Мошенничества и зверств. Считали: всё дело в цели И хоть изменили цель, Она как была до селе, За тридевять земель. Меняли шило на мыло И собственность на права, А необходимо было Себя поменять сперва В. Корнилов