Управление формированием общеучебных умений и навыков
Общеучебные умения – это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины Формирование ОУУН успешным может быть лишь при условии реализации межпредметных связей и согласованных действий всех учителей школы
Классификация ОУУН Существует множество вариантов классификации ОУУН, но все они сводятся к трём группам: Интеллектуальные Интеллектуальные Организационные Организационные Коммуникативные Коммуникативные
Этапы формирования общеучебных умений Осознание учеником значения умения выполнять данное действие Осознание учеником значения умения выполнять данное действие Определение цели действия Определение цели действия Уяснение научных основ действия Уяснение научных основ действия Определение основных структурных компонентов действия Определение основных структурных компонентов действия Определение наиболее рациональной последовательности операций, построение алгоритма действия Определение наиболее рациональной последовательности операций, построение алгоритма действия Выполнение небольшого количества упражнений, при которых учитель контролирует действия, их соответствие нормам Выполнение небольшого количества упражнений, при которых учитель контролирует действия, их соответствие нормам Обучение самоконтролю за выполнением данного действия в процессе овладения новыми, более сложными умениями в более сложных видах деятельности Обучение самоконтролю за выполнением данного действия в процессе овладения новыми, более сложными умениями в более сложных видах деятельности
Стадии формирования общеучебных умений 1.Умение действовать только лишь по известному образцу в стандартной ситуации 2.Репродуктивно-преобразовательные действия совершаются в несколько изменённой ситуации, но легко сводимой к образцу 3.Частично-поисковые действия 4.Творческие умения
Последовательность педагогических действий учителя Овладение теориями деятельностного подхода к обучению, содержательного обобщения; усвоение классификации общеучебных, интеллектуальных умений Овладение теориями деятельностного подхода к обучению, содержательного обобщения; усвоение классификации общеучебных, интеллектуальных умений Определение уровней развития у учащихся умений учиться и мотивов учебных действий Определение уровней развития у учащихся умений учиться и мотивов учебных действий Поэлементный анализ содержания учебного материала при подготовке и моделировании системы уроков Поэлементный анализ содержания учебного материала при подготовке и моделировании системы уроков Составление программы овладения умениями Составление программы овладения умениями Реализация разработанной программы через систему уроков и внеурочную работу по формированию ОУУН Реализация разработанной программы через систему уроков и внеурочную работу по формированию ОУУН Анализ промежуточных и конечных результатов, корректировка обучения в зависимости от них Анализ промежуточных и конечных результатов, корректировка обучения в зависимости от них
Шаги по созданию целостной системы формирования и развития ОУУН Анализ состояния процесса формирования и развития ОУУН, связь с качеством знаний учащихся Анализ состояния процесса формирования и развития ОУУН, связь с качеством знаний учащихся Знакомство с теорией проблемы и программой формирования ОУУН Знакомство с теорией проблемы и программой формирования ОУУН Составление плана работы по формированию и развитию ОУУН по классам, звеньям, для учителей, учеников, родителей Составление плана работы по формированию и развитию ОУУН по классам, звеньям, для учителей, учеников, родителей Изучение теории и практики формирования ОУУН учителями Изучение теории и практики формирования ОУУН учителями Создание творческих групп по разработке методики формирования и развития ОУУН Создание творческих групп по разработке методики формирования и развития ОУУН
Диагностика умения развивать и уровня сформированности ОУУН Сивакова В.С., Блинова К.П. Управление формированием общеучебных умений и навыков: Учебно-методическое пособие. Брянск, 1995 Сивакова В.С., Блинова К.П. Управление формированием общеучебных умений и навыков: Учебно-методическое пособие. Брянск, 1995 Ступницкая М. Диагностика сформированности общеучебных умений и навыков школьников// Школьный психолог, 7, 2006 Ступницкая М. Диагностика сформированности общеучебных умений и навыков школьников// Школьный психолог, 7, 2006 Шамова Т.И., Ильина И.В. Педагогическая рабочая матрица проекта «Лестница учебных достижений: знаю, умею, могу» (подпрограммы «Формирование общеучебных умений и навыков школьников» для школы первой, второй, третьей ступени) Шамова Т.И., Ильина И.В. Педагогическая рабочая матрица проекта «Лестница учебных достижений: знаю, умею, могу» (подпрограммы «Формирование общеучебных умений и навыков школьников» для школы первой, второй, третьей ступени) Методика мониторинга определения у ученика качества и уровня сформированности ключевых компетенций (по П.И. Третьякову) Методика мониторинга определения у ученика качества и уровня сформированности ключевых компетенций (по П.И. Третьякову) Методика мониторинга определения у ученика качества и уровня сформированности ключевых компетенций (по П.И. Третьякову) Методика мониторинга определения у ученика качества и уровня сформированности ключевых компетенций (по П.И. Третьякову) Карта компетенций выпускников 9 и 11 классов Карта компетенций выпускников 9 и 11 классов Карта компетенций выпускников 9 и 11 классов Карта компетенций выпускников 9 и 11 классов