Средства и технологии формирования навыков самоорганизанизации и самоконтроля в ходе решения лингвистических задач на уроках английского языка.
Актуальность темы исследования объясняется противоречиями между: Потребностью современного общества в гражданах, способных реализовать себя творчески в быстроменяющемся информационно- технологическом неустойчивом социально-экономическом пространстве и наблюдающейся недостаточной теоретической и методической подготовленностью преподавателей иностранного языка к реализации задач формирования личности, готовой к самореализации; Возможностями предмета «английский язык» для организации оптимальных ситуаций по формированию способностей к самоорганизации учебного труда школьников и методической неразработанностью вопросов преподавания английского языка с позиции формирования способностей личности к самоорганизации учебного труда; Провозглашёнными в концепции «Модернизации образования РФ» задачами формирования ключевых компетентностей и в частности, способности к непрерывному самообразованию учащихся и неготовностью учителя к формированию самообразовательной компетенции (СК) по иностранному языку;
Цель исследования: Создание комплекса педагогических условий для формирования личности, готовой к самостоятельной познавательной деятельности, развитие интеллектуальной активности и навыков креативного мышления на уроках английского языка; Задачи исследования: Изучить состояние проблемы в психолого-пелагогической и методической литературе по проблеме исследования; Разработать диагностический инструментарий в отношении развития внутренней мотивации, совершенствования целеполагания и рефлексивности мышления учащихся; Отбор средств и технологий, оптимальных для развития способностей к самоорганизации учебного труда и самоконтроля; Эксперементально проверить эффективность разработанных теоретических предпосылок и практических стратегий на учебных занятиях и при проведении контрольных срезов, в том числе и в форме ЕГЭ; Обобщить полученные результаты, выработать методические рекомендации по их применению.
Базовые идеи, способствующие формированию навыков самоорганизации и самоконтроля Личностно-ориентированного педагогического взаимодействия Учитель-ученикУченик-ученикГрупповая форма Межгрупповые взаимоотношения Индивидуальные работы Принцип проблемности Принцип личностного взаимодействия Принцип единства развития Принцип самообучения на основе рефлексии
Автономная учебная деятельность по овладению ИЯ целеполагание Определение профиля коммуникативных потребностей (Где и в каких целях использовать ИЯ?) Выделение коммуникативных задач (Какие необходимы умения?) Самостоятельные анализ коммуникативных потребностей Самооценка исходного/фактического уровня владения ИЯ Самооценка коммуникативных умений Самооценка Качеств языка и речи Определение зон трудностей Выделение целей и постановка учебных задач Языковые У3 Творческие У3 Учебные стратегии Культуро- ведческие У3 Речевые У3 Оценка и выбор средств(учебных материалов, пособий) Использование учебников и учебных пособий Использование справочных материалов Использование информационных материалов Использование ТСО аудио-,видео-,компьютерные Использование ситуаций взаимного (совместного) обучения Использование ситуаций непосредственного речевого общения Консультативная работа с преподавателем
Виды самостоятельной Учебной деятельности Работа над языковыми средствами Речевая практика Освоение учебных умений Творческая деятельность Проектно-исследовательская деятельность Рекреативная деятельность самообразование Языкового и речевого опыта использования ИЯ Уровня (и динамики) владения ИЯ Учебного опыта (приёмов изучения ИЯ) Самоконтроль и самооценка Самоподдержка достигнутого уровня
Структурные компоненты технологии: Формирует формирует Способствует Формирует личность способности повышению креативное способную к вырабатывать уровня внутренней мышление самостоятельной обобщённые приёмы мотивации познавательной действий, адекватно деятельности оценивать результаты Когнитивный компонентДеятельностный компонентМотивационный компонентТворческий компонент
Мотивационный компонент технологии Цель: повышение учебной (внутренней) мотивации на процесс и результат деятельности. Этапы компонента: мотивационный Операционно-познавательныйРефлексивно-оценочный 1.Создание учебно- проблемной ситуации 2.Формулировка основной учебной задачи 3.Самооценка и самоконтроль 1.Освоение содержания темы(раздела) 1.Анализ собственной учебной деятельности 2.Оценка её 3.Сопоставление результатов деятельности с поставленными целями и задачами
Структура и содержание самоорганизации учебной деятельности Учебные модули Совершенствуй свой словарный запас совершенствуй свою грамматическую базу совершенствуй своё произношение Язык и культура Лаборатория языковых средств и качеств языка Лаборатория качества речи Совершенствуй своё чтение Совершенствуй своё умения аудирования Лаборатория аудирования аудиотека видеотека Лаборатория чтения Библиотека чтения Проектно-исследовательская лаборатория Лаборатория учебно-информационной деятельности Материалы для проектных работ Интернет- лаборатория Контрольно-оценочный модуль и поддержка достигнутого уровня Поддержка достигнутого уровня владения ИЯ Самостоятельная итоговая проверка и оценка уровня владения ИЯ